Найти тему

"Драгоценнейшее в школе – её дух"

В этой цитате Л.Н. Толстого выражено: есть в школе нечто незримое, нематериальное, но явственно присутствующее. Присутствующее как её основание, как то, без чего она и не может быть самою собою. Нами эта реалия трактуется как идеальное школы. Идеальное – в понимании этого термина Платоном. Поразмышляем над этой чрезвычайно интересной и малоизученной в педагогике реалией. <...>

Подлинное бытие [выражение Платона; 24, с. 71] есть бытие особых сущностей (идей). Подлинное бытие и определяет бытие обычное, являемое человеку в его обыденной жизни. Ища понимания происходящего вокруг себя, следует искать подлинное бытие. Такова в общих чертах онтология и гносеология мироздания, по Платону...

Нами положения Платона о соотношении идеального и реального трактуются как методология понимания происходящего в действительности. Некое в мироздании (природе, социуме и пр.) собирается (формируется) не произвольно, под влиянием тех или иных случайных воздействий как первичных феноменов, а в соответствии с замыслом о себе (о реальности) – замыслом о себе как о прекрасном, добром, справедливом, разумном, гармоничном и прочем. Замысел о той или иной реалии (ее идея) и есть платоновское подлинное бытие, ее императив, ее долженствование. <...>

Предмет нашего внимания – школа, ее бытие. Опираясь на платоновские идеи, выскажем предположение о школе как совокупности ряда идеальных сущностей, формирующих ее – школы – реальное (объектное, зримое) существование. К числу этих сущностей в образовательной традиции России (это существенное уточнение) относим дух школы (школу как одну большую духовность), авторитет педагогов, воспитанность и образованность учеников, прекрасное в учении (учение как прекрасное), душу ученика, душу педагога и душу родителя. Эти реалии составляют основу развертывания в школе всевозможных педагогических действий. В отсутствие их или в случае слабого представления их в бытии школы последняя перестает быть таковою и превращается в конструкцию, в каковой осуществляются те ли или иные учебные операции и прочее, но не происходит таинство преобразования духовностей воспитанников.

Названные нами реалии незримо для органов чувств и физических приборов присутствуют в школе. Присутствуют и определяют всякое в ней движение. Руководство школы, не видящее этих реалий за рутиной обязательных мероприятий, проводимых в стенах учебного заведения, рискует оказаться слепым в решении важнейших вопросов воспитания и образования школьников.

Школа живет не планом своей работы, не организующим воздействием ее руководства на коллектив учителей и учащихся, не плановой деятельностью педагогов, не учением воспитанников и другим, фиксируемым в нормативных документах учреждения. Школа живет стягиванием своего духовного пространства вокруг названных идеальных сущностей (другой – не метафорической – терминологии для передачи обсуждаемого не можем найти). Мыслящий руководитель школы однажды начинает слышать идеальное в своей школе, слышать и внимать ему.

В чем проявляется присутствие названных сущностей в школе, какова природа их в целом и каждой из них – постараемся дать ответы на эти вопросы. <...>

(Отрывок из книги А.А. и П.А. Гагаевых "Новая школа: Введение в идеалистическую методологию педагогики". М.: "А-проджект", 2019)

Купить книгу в интернет-магазине "Лабиринт"

Авторы

Гагаев Андрей Александрович — д-р филос. наук, профессор. Автор более 200 печатных работ, в том числе десяти монографий и шести учебных пособий по проблемам теории познания, истории и теории культуры;

Гагаев Павел Александрович — д-р педагог. наук, профессор. Автор более 200 печатных работ, в том числе восьми монографий и трех учебных пособий по проблемам истории и философии отечественного образования, теории текста как культурно-исторического феномена. Почётный работник высшего образования РФ. Стаж педагогической деятельности - более 40 лет.

Сообщество издательства "А-проджект" ВКонтакте

Изображение взято сhttps://mrokprf.ru/dorevolyutsionnoe-foto_77.php
Изображение взято сhttps://mrokprf.ru/dorevolyutsionnoe-foto_77.php