Найти тему
Моё Небо

Как я стал пилотом

1. Первый полет или Как все началось

Так случилось, что после школы мне НЕ довелось поступить в летное училище. Я не прошел ВЛЭК - подвело здоровье. ВЛК в военкомате не прошел по той же причине. Закончил технический ВУЗ. Отслужил на Тихоокеанском Флоте с отметкой об ограниченной годности. Вернулся в Тобольск. Работал на разных инженерных должностях и, в конце концов, ушел к отцу в частный бизнес по монтажу охранных систем. С 16ти лет совершаю прыжки с парашютом. Сначала прыгали в Тобольске, пока там все не закрылось.

Тобольский Авиаклуб. 1999г.
Тобольский Авиаклуб. 1999г.

Затем нас - тоболяков - радушно принял уватский АТСК "Высота", в котором по сей день числюсь инструктором-парашютистом.

Село Уват и аэродром в изгибе реки Иртыш
Село Уват и аэродром в изгибе реки Иртыш

Прыгаю с пассажирами, выступаю на соревнованиях в дисциплине "точность приземления", наслаждаюсь деревенскими пейзажами.

Уватский авиаклуб. 2010
Уватский авиаклуб. 2010

Все это продлилось до 2012 года. В этом году в нашем клубе возобновили полёты Як-52. Меня к ним тянуло неимоверно. После прыжков околачивался вокруг самолетов и летчиков, помогал по мелочам, с самозабвением и раскрытым ртом смотрел как они "выписывают пируэты" в Небе.

Так продолжалось пока один летчик-инструктор не расспросил меня о заинтересованности авиацией. Узнав о моей давней мечте летать он предложил мне научиться летать. Вот так просто - учись и в Небо! Разрешение руководства и финансовые вопросы решились очень оперативно. Оставалось пройти ВЛК.

Алексей Ситников. Мой первый инструктор. Научил летать
Алексей Ситников. Мой первый инструктор. Научил летать

Будучи матросом ТОФ я попал в госпиталь где медики узнали о моих "болячках" из области урологии, с которыми мне нельзя было летать, но служить - пожалуйста! Доблестные военврачи лечили меня два месяца и прогресс не заставил себя долго ждать. Вылечиться окончательно мне не удалось - лечение требовалось длительное. Кроме прочих выписок один из врачей написал мне программу лечения аж на 5 лет, коей я не то чтобы следовал, но придерживался. В итоге ВЛК я прошел. В 32 года!

С позволения начальника авиаклуба я был зачислен одним из трех курсантов в группу первоначального обучения на самолете Як-52 по КУЛПу ДОСААФ. Моему счастью не было предела! Начали изучать авиационные науки, конструкцию самолета, прочие документы. Всю эту информацию мой мозг впитывал как сухая губка воду. Всё было чертовски интересно!

Подготовка кабины к полету. Уват
Подготовка кабины к полету. Уват

Затем начались полеты. Первый ознакомительный. Сказать: "дух захватывает" - ничего не сказать о том, что я тогда чувствовал. Ты идешь к самолету чуть позади инструктора неторопливым шагом, вслушиваясь в крайние наставления. Белый с красной полосой вдоль корпуса Як, слегка довернутый к нам левым крылом, как бы приглашает совершить полёт. Уже возле самолета начинаешь улавливать такой знакомый запах бензина и звук потрескивающих после полета предшествующего курсанта, еще не остывших, цилиндров двигателя. Еще совсем не имея опыта неуклюже залезаешь в кабину, брякая многочисленными металлическим застежками. Усаживаешься, пристегиваешь парашют, затем привязные ремни, переводишь дыхание, вытирая капельки пота с лица и...

Пару оборотов винта и вдруг весь самолет как выстрел - шумно и дымно "взорвался"! Винт "исчез" в оборотах. Стрелки на приборах переметнулись на свои штатные места, весело заиграли лампочки, вибрация от двигателя пошла по всему телу - самолет ожил!

И вот мы уже катимся по "рулежке" к металлической полосе. В передней кабине сидит инструктор и из-за передней панели мне виден только его затылок и немного плечи. Но видеть мне его и не нужно, главное - слышать! Самолетное переговорное устройство отчетливо передает слова моего наставника. Команды выполняются мной четко и сразу. Приборы и оборудование работают правильно и ровно. Параметры в норме. Всё идет хорошо! Предвкушение неминуемости полёта сладким мёдом расплывается в моём сознании.

Продолжение следует...

-6