Найти тему
Dance-Lab. Хореограф

Кто за внедрение классической хореографии в систему школьного образования?

Добрый день всем кто меня читает, сегодня хочу затронуть важную тему – «внедрение классической хореографии в систему школьного образования». Сразу скажу, все фотографии, которые я здесь представила, я специально взяла с таких моих занятий, где дети «не балетные», разного возраста и телосложения. Это обычные дети, они обучаются классическому танцу для общего развития, «для здоровья и удовольствия». Я сознательно не стала выкладывать кадры с детьми из Хореографического колледжа, так как подобных фото в сети великое множество. Они безусловно радуют своей красотой, но не шокируют, так как мы понимаем, что эти дети учатся в профессиональной балетной школе, и поэтому выполнять такие чудеса со своим телом, для них это каждодневная норма.

А что, происходит с детьми, которые не планируют быть балеринами? Но им просто очень нравиться заниматься балетом, ну очень! Посмотрите на них… Они чувствуют себя на таких уроках хорошо, они улыбаются и общаются, делят друг с другом свои маленькие балетные радости. Посмотрите, как они стараются, как гордятся собой, когда у них что-то получается. Меня еще больше стимулируют к работе такие кадры, когда я вижу здоровых счастливых детей, которым учебный танцевальный процесс действительно «в радость».

Поскольку, мне довелось поработать и в профессиональном балетном учреждении, и также, у меня была своя балетная студия. Я могла сравнивать, видела и чувствовала атмосферу, которая формируется в профессиональном учебном пространстве, и в любительском, и это просто «небо и земля». Дети, чувствуют себя там совершенно по-разному, кардинально! В любительской студии, как правило, нет давления на ребенка, и из-за этого не возникает сопротивления. В профессиональной балетной школе всегда существует давление, так как это «проф» ориентированное учебное заведение, выходя их которого ребенок получает профессию «артист балета». Любое давление, как известно, вызывает сопротивление, которое необходимо преодолевать, а на это нужно много сил. И, вообще, это большой стресс для ребенка, и часто, у детей в этом процессе ломается психика, а психологическая травма остается на всю жизнь. Через меня прошли сотни детей разного возраста и уровня в плане способностей. И я, насмотрелась в Хореографическом Колледже на психологически-травмированных людей, со «сломаными мечтами» и «рухнувшими надеждами».

Но все же, в моей жизни больше было детей, которые танцевали «от Души и для Души», и всецело «принимали» себя в этом процесс, спокойно и радостно. Поэтому, поговорим сегодня об обычных детях, которыми переполнены наши обще-образовательные школы, о детях у которых, в силу разных причин, нет возможности посещать танцевальные студии.

Еще совсем недавно в школы искусств на отделение хореографии брали всех детей, жесткого отбора не было. Но, так как детская школа искусств считается основным звеном в системе художественно-эстетического образования детей, недавно в Госдуму был внесен законопроект об особом регулировании работы всех детских школ искусств. В законопроекте дается обоснование по «созданию условий для сохранения и развития уникальной отечественной системы подготовки творческих кадров». Теперь, приоритет при приеме на обучение, имеют наиболее одаренные дети. Набор ведется через определенный отбор, по наличию конкретных природных данных у ребенка, необходимых для обучения хореографии.

Уже много лет у меня возникает вопрос – почему бы не ввести уроки Хореографии в обычной школе? Я постоянно думаю об этом, и вижу по детям, и чувствую необходимость данной дисциплины в обще-образовательных школах. Вспомните себя в детстве, вы любили физкультуру? Кто-то скажет да, а кто нет. Например, я ее терпеть не могла, мы без конца качали пресс и играли в волейбол, больше ничего. А я, очень боялась мяча… В целом уроки физкультуры были достаточно агрессивными и жесткими, они не приносили мне никакой радости, только один сплошной стресс. И, еще тогда, я думала: «Ну почему у нас нет хореографии?». Уроки классического танца были бы очень важны, и в первую очередь, девочкам. Ведь ни каждая девочка посещает танцевальную студию. В настоящее время, почти у всех детей помимо школы, есть разнообразные дополнительные занятия. Они и так, с трудом успевают справляться с этим объемом информации обязательного и дополнительного образования.

А, если бы, хореография преподавалась в школе, в ряду других дисциплин? Пусть в небольшом объеме, но все же это было бы очень полезная дисциплина. Дети много сидят за партами и сутулятся, а хореография прекрасно решает вопрос формирования правильной осанки. Только представьте, если бы девочки, с первого класса, вставали к станочку, пусть хотя бы один урок в неделю! Это было бы великолепно! Для девочек это очень важный момент, на уроках хореографии они подтягивают все свое тело, расправляют плечи, поднимают подбородок, значительно повышают свою самооценку и начинают нравиться себе в зеркале.

Движения классического танца прекрасно развивают гибкость и пластичность во всем теле, улучшают растяжку, тренируют вестибулярный аппарат, дают оптимальную нагрузку на сердце. Уроки балета сильно влияют на психосоматику ребенка, так как занятия проходят под классическую одухотворенную музыку, а это насыщает восприятие ученика красотой и изяществом. А еще, это «окультуривает» и облагораживает. Особенно у девочек, уроки балета формируют образ красивой и грациозной женщины, которая в пространстве двигается мягко, плавно и женственно, будто «лебедушка плывет». Занятия классическим танцем помогают девочкам научиться «слушать свое тело» и уметь создавать вокруг себя атмосферу красоты и «эстетического удовольствия», а это очень важно для будущей женщины. Ведь каждая мать хочет видеть свою дочку в будущем – прекрасным грациозным лебедем.

Когда девочка с раннего детства занимается хореографией, она начинает обращать внимание на свой организм и следить за его состоянием. Она учиться правильно нагружать свое тело, ухаживать за ним, «не запускать» его, не переедать и сохранять стройность. Но все же, самое главное это психика ребенка, потому что здоровая психика – это здоровое тело. В общеобразовательных школах, в силу различных обстоятельств, у детей по-разному складывается «школьная жизнь». Бывают трудности с восприятием внешних обстоятельств, с принятием себя, часто дети входят в состояние «жертвы», теряют веру в себя, и их самооценка падет.

Уроки классического танца, как благородный вид искусства, «растворяют» жалость к себе и возвышают над сложными обстоятельствами, поднимают подбородок выше и устремляют взгляд вперед, дают чувство – «я все могу и я прекрасна». Занятия классическим танцем реально дают детям возможность осознавать свое тело, научиться владеть его мельчайшими мышцами, преумножать его силу и развивать чувственность. Особенно для девочек, это способ научиться уважать себя, как «Божественный инструмент» воплощения истинной красоты. Ведь женщина призвана дарить миру красоту, ведь он так в ней нуждается!

Безусловно, внедрить Хореографию, как настоящую учебную дисциплину в систему общего среднего образования сложно, но это реально. Хоть это и потребует создание специальных программ, большого количества педагогов, все же, это возможно и нужно. Что касается программ, то для этого вполне подойдет тот методический набор по которому работают школы искусств, только с небольшим упрощением материала. И конечно, нужны Хореографы-преподаватели, и их нужно много, для каждой школы. Но вы даже не представляете, какое количество молодых хореографов слоняется в поисках работы, они выпускаются каждый год, и им нужно где-то пробовать себя, набираться опыта. Танцевальные компании, школы, студии переполнены педагогами, которые работают там годами, а молодым специалистам туда просто «не пробиться». И не каждый Хореограф выпускник может сразу открыть свою танцевальную школу. Им как раз очень нужна работа. Они ищут, не находят, впадают в отчаяние, идут переквалифицироваться в фитнес-тренеров, и подобных случаев я видела много…

В заключении статьи хочу сказать, что подобный опыт внедрения хореографии в обще-образовательной школе, я все же встречала, но это были единицы школ в нескольких городах России. Некоторые из них, и сейчас это практикуют, и понимают важность данной дисциплины, в других школах хореография не прижилась. Но прямо чтобы «массово», по школам эта дисциплина еще не внедрялась, а жаль, было бы замечательно и мы будем на это надеяться!

Как вы думаете, нужна хореография детям в обще-образовательной школе, как альтернатива физкультуре?

Подробнее про мою студию балета можно прочитать здесь

-6

Подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии, следите за свежими выпусками моего канала «Dance-Lab. Хореограф»