Режиссер Денис Банников в одном из интервью сказал, что независимое кино не имеет право быть примитивным. Не имеет права делать «как все».
В ведущих кинодержавах « indy -» ( independent ) фильмы - это источник идей и постоянный эксперимент. Они являют на экране новые лица, торят новые пути. Признанные звезды участвуют в независимых проектах за символический гонорар, а то и бесплатно. Не для того, чтобы «засветиться где только можно». Их влечет возможность выпрыгнуть из пресловутого «амплуа»; испробовать новые актерские краски – что абсолютно исключено в рамках студийного диктата очередной жанровой франшизы.
У нас же независимые компании в прямом смысле слова - на бездорожье. В производстве и в прокате они вынуждены жестко «бортоваться» с мэйджорами при попытке вырулить на столбовую дорогу. Хотя, правильнее назвать ее не «дорогой», а «поляной». На которую чужих и не-аффилированных не пускают. Никогда. Почему же у нас так? Да потому что у нас весь бизнес построен таким образом – и почему же кино должно быть исключением?
А ведь так не может быть. Это ненормально. Независимое кино – живая ткань и кровь большого кинематографа. Она не дает ему умереть. Не дает забронзоветь посмертно за оградой миллионных грантов, часто обслуживающих откровенную фальшь.
И в этой ситуации вызывают искреннее уважение люди, которые честно исполняют свой долг перед зрителем.
Поляризация общества в последние годы убивает институт кинокритики в России. Притупляется восприятие, исчезает объективный разбор, исследование. Критика становится приложением к полит-пристрастиям. Ей остается только возносить штампы творцов из «своего» лагеря, и проклинать штампы лагеря противоположного. «Да, надо признать, что фильм откровенно слаб – но зато он обличает ужасный режим! Осанна!».
Или – «Конечно, фильм не во всём получился, но зато он снят про русский народный народ! Аллилуйя!» Прямо как в пресловутой сентенции о диктаторе Сомосе – «он, конечно, сукин сын - но он наш сукин сын!». И далее по списку - «А мы задавим бюджетом!». «А мы – признанием цивилизованного Запада!». «А у нас…». «А мы…»
Помилуйте, и кому же в этой смертной битве «грантов отечественного кино» нужен зритель?! Кому до него есть дело?.. Есть. Например, нам - «Храброму кролику». И многим другим храбрым, уже без кавычек. Они не обязаны отрабатывать «чит-код», введенный им ради моментального «признания», «избранности» и «элитарности». Они вне клише, вне кланов, династий и конъюнктур. Их фильмами Россия отразит свою новую историю. Пусть сложную, но правдивую и живую.
Что пожелать независимым? Конечно, найти финансирование своих будущих проектов. Но даже не это главное – в настоящем кино деньги не решают абсолютно ничего. Решают идеи. Как в свое время «Кольт уравнял людей в их правах», цифровые технологии сегодня уравнивает возможности. Фильм можно сделать смартфоном. Желание снимать своё кино и искать своего зрителя нельзя запретить указом по «генерал-губернаторству». Главное - не утратить умение создавать смыслы в эпоху всеобщего восхваления пустоты.
Но это время изживает себя. Мы стоим на пороге важных перемен. Не хотелось бы думать, что, пройдя однажды путь самообмана, мы снова предадим сами себя.
На киноэкране и в жизни.
#независимое кино #финансирование #зритель #киноиндустрия #кинокритики #кино #свобода слова #любовь #исповедь #откровения