Актуальность исследования продиктована социальными, экономическими и политическими изменениями, произошедшими в социуме в последние годы, которые коснулись прежде всего современной молодежи. В условиях предельной нестабильности общественного сознания, современная молодежь в процессе профессионального и личностного самоопределения пытается выделить и усвоить нормы новой взрослой жизни. Термин «успешность» является одним из самых распространённых в языковой культуре современного российского общества. Представление об успешной личности в контексте западной культуры связано с материальным благополучием, прагматизмом и индивидуализмом. По мнению российского психолога Ю.М. Орлова, потребность в достижениях и успехе формируется под влиянием социогенных факторов и определяется как постоянное соревнование человека с самим собой в стремлении превзойти ранее достигнутый уровень исполнения, оригинально решить возникшую проблему.
Следует отметить, что проблема успеха и успешности, социальной успешности в психологии не получила целостного изучения. Исследователи выделяют лишь некоторые аспекты этого явления: механизмы формирования установки на успех в больших и малых сообществах (Д. Макклелланд), поведение, направленное на успех как частный вид человеческой деятельности (В. Фридрих, А. Хофман), мотив стремления к успеху и мотив избегания неуспеха (Дж. Аткинсон), потребность в достижении, в успехе как одна из фундаментальных социальных потребностей человека (Ю.М. Орлов), четыре основные формы успеха (Г.Л. Тульчинский). Практически отсутствует комплексное исследование взаимосвязи представлений о социальной успешности с особенностями личностного самоопределения.
Изучение представлений о социальной успешности и самоопределения личности необходимо для выработки путей и способов реализации личности, раскрытия потенциала личности, формирования конструктивного отношения к действительности, позитивного подхода к решению стоящих перед нею задач.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью теоретического и практического осмысления представлений молодежи о социальной успешности, выявления их связи с самоопределением личности. Поскольку современная социокультурная обстановка ориентирует молодежь на мобильность, социальную успешность, очевидно, что от представления об успешности зависят направленность средств ее достижения, особенности самоопределения. Но вместе с тем и эффекты самоопределения в немалой степени обусловливают, корректируют представления об успехе.
В поисках решения обозначенной проблемы мы опирались на работы М.Р.Гинзбурга, который утверждает, что в основе самоопределения в старшем подростковом и юношеском возрасте лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу, активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на этой основе смысла своего собственного существования. При этом стремление к достижению успеха, доминирующее в сознании молодежи, можно рассматривать как важную составляющую процесса самореализации личности и ее самоутверждения в социуме. Однако эти позиции потребовали дополнительных исследований, посвященных изучению особенностей представления об успешности и влиянию фактора успешности/неуспешности на формирование жизненных планов. Выявление особенностей представления об успешности и факторов, способствующих личностному росту в данный период, будет полезным для оказания психологической поддержки и помощи молодым людям, испытывающим трудности адаптации во взрослом мире. Важно исследовать, как молодежь справляется с задачами периода вхождения во взрослость, в перечне которых на одном из первых мест стоит жизненный успех, а также успешность собственной личности.
В связи с выдвинутой проблематикой целью настоящего исследования является изучение представлений о социальной успешности в соотнесении с личностным самоопределением юношества.
Объект исследования - представления о социальной успешности личности как социально-психологическое явление.
Предмет исследования - характеристики представлений о социальной успешности, влияющие на личностное самоопределение юношества.
В качестве гипотезы исследования выдвигаются следующие предположения. Общая гипотеза: представления о социальной успешности носят широкий декларативный характер, включают оценочные суждения об эффективности личности, ее деятельности и поведения в социальном пространстве.
Частные гипотезы:
1) представления о социальной успешности образуют сложную структуру, включающую различные компоненты, относящиеся к успешной коммуникации, эффективности, деятельности, положительным эмоциям, способности к волевой регуляции поведения;
2) содержание представлений о социально успешном человеке различно в зависимости от пола, объективной и субъективной оценки успешности, стиля межличностного взаимодействия;
3) представления о социальной успешности оказывают влияние на содержательные характеристики самоопределения; задавая ориентиры (критерии) будущих достижений, они выполняют направляющую, активизирующую роль в формировании жизненных и профессиональных планов.
Для достижения цели исследования и проверки выдвинутых гипотез были поставлены следующие задачи.
1. Изучить структуру представлений молодежи о социальной успешности с учетом их типологического строения (глубины, направленности, связей).
2. Выявить особенности представлений о социальной успешности в зависимости от пола, возраста, объективной и субъективной оценки успешности, ведущего стиля межличностных отношений.
3. Проанализировать особенности самоопределения личности в зависимости от представлений о социальной успешности.
6 качестве теоретико-методологической основы нашего исследования выступили: субъектно-деятельностный подход (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, А. В. Брушлинский, Е. А. Будилова, С.Л. Рубинштейн); теория деятельности (М. Я. Басов, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, А. А. Смирнов, Б. М. Теплов); психологическая и социально-психологическая теории личности (Г.В. Акопов, Б.Г.Ананьев, Г.М Андреева,
A.А. Бодалев, А.Г.Ковалев, А.Н.Леонгьев, В.Н.Мясшцев, В.В. Новиков, К.К.Платонов и др.); подходы к изучению успеха и успешности как социально-психологической категории (К.Левин, Ю.М. Орлов, Т. Роттер, Н. Фетер,
B. Фридрих, Э. Фромм, А. Хофман); теория социальных представлений (Ж.-К. Абрик, Т.П. Емельянова, Д. Жодел, Ж.-П. Кодол, С. Московичи, Е.В. Якимова); теоретические подходы к изучению самоопределения личности (Б.С.Братусь, П.Герстманн, М.Р.Гинзбург, Ю.П. Поваренков, М.М.Шибаева).
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений гипотезы применялся комплекс взаимопроверяемых методов: теоретический анализ, анкетирование, экспертные оценки, наблюдение, качественный и количественный анализ эмпирических данных, комплекс психодиагностических методик (модифицированный тест «Изучения самооценки личности» Н.М. Пейсахова, анкета, касающаяся различных аспектов представления о социальной успешности; для диагностики межличностных отношений был применен модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири (ДМО); анкета «Ваши жизненные планы» - для изучения жизненных и профессиональных планов; для изучения представлений о будущей работе, карьере, семье была использована проективная методика «Незаконченные предложения» Д. Сакса и Р. Леви; для изучения степени насыщенности жизни событиями в каждом пятилетии применялась методика «Распределение значимых ситуаций» Е.И. Головаха, А.А. Кроника). Полученные результаты эмпирического исследования обрабатывались с помощью методов описательной статистики. Данные были сгруппированы по их значениям, выявлены центральные тенденции распределения. Результаты исследования были также подвергнуты корреляционному анализу, выполненному с помощью метода линейной корреляции Пирсона
Научная новизна. Определено содержательное наполнение понятия представления о социальной успешности как социально-психологического явления и предложена её дефиниция. Раскрыта структура представлений о социальной успешности, выявлены ядерные (умение общаться, знание норм этикета, уверенность в собственных силах, значимость и ценность доверия, профессиональное мастерство как высшее проявление своей успешности, возможность максимально раскрыть и проявить себя, умение переживать за окружающих и ощущать полноту сил и энергии), центральные (высокий статус в обществе, целеустремленность) и периферийные компоненты (радушие, откровенность, добродушие, последовательность, скрупулезность, взволнованность). Получены данные, отражающие представления об успешном (целеустремлен, коммуникабелен, есть любимая работа, поддержка близких людей) и неуспешном человеке (боится трудностей, замкнут, понижен эмоциональный фон). Показано, что для достижения успешности необходимо наличие в жизни другого, разделяющего успех. Установлены зависимости представлений о социальной успешности от пола (в представлениях девушек доминируют межличностные отношения и целеустремленное поведение; у юношей - дистанциирование в межличностных отношениях и активная Деятельность), субъективной и объективной оценки успешности (образ успешного человека отличается в группах, дифференцированных по результатам экспертных оценок), стиля межличностного взаимодействия (в представлениях преобладают качества, характеризующие склонность к собственной стратегии межличностного взаимодействия). Получены данные, свидетельствующие о влиянии представлений о социальной успешности на особенности самоопределения. Они выполняют направляющую роль, ориентируют юношество в жизненном планировании и дают возможность соотнести собственные предетавления об успешности с ожиданиями общества, которое задает его качественные характеристики.
Теоретическая значимость исследования. Данное исследование развивает ряд теоретических разделов психологии социального познания и дополняет представления о социальном успехе и успешной личности; углубляет знания о структуре, компонентах, личностных детерминантах и оценке успешности и неуспешности; вносит вклад в разработку проблемы понимания взаимосвязи социальной успешности, с представлениями о ней и самоопределением личности. Раскрывает взаимосвязи представлений об успешности со стилем межличностного взаимодействия, субъективной и объективной оценкой успешности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты направлены на совершенствование деятельности психологов и педагогов в аспекте формирования успешной личности. Основные выводы диссертационного исследования могут быть использованы в образовательном процессе педагогических вузов, в работе социально-психологических служб, практических психологов, а также в психотерапевтической практике. Результаты эмпирической части исследования могут быть включены в соответствующие разделы лекционных и практических курсов социальной и возрастной психологии.
Этапы исследования. Исследование проводилось в период с 2004 по 2006 гг. и состояло из трех этапов: на первом этапе определены проблемы, цель, задачи и гипотеза исследования, проведены сбор соответствующей информации и анализ научной литературы; второй этап связан с организацией и проведением опытно-экспериментальной работы; третий этап посвящен анализу и обобщению результатов исследования, подведению его итогов и проверке достоверности полученных данных.