Найти тему

Как разрядить конфликт на работе

Порой мы оказываемся вовлеченными в очень эмоционально заряженное общение. Вы уже перепробовали все: личное обаяние, рефлексию и активное слушание, методы аргументации.

Порой мы оказываемся вовлеченными в очень эмоционально заряженное общение. Вы уже перепробовали все: личное обаяние, рефлексию и активное слушание, методы аргументации. А собеседник не желает с вами соглашаться. Мало того, продолжает “подливать масло в огонь”. Как повернуть разговор в конструктивное русло?

Исследователи, изучающие человеческие отношения, выяснили, что каждый разговор на работе происходит на 2-х уровнях: в канале задачи и в канале отношений. Иногда эти каналы сливаются, и тогда обостряются разногласия и нарушается сотрудничество.

Как это выглядит? Предположим, мы с вами работаем над одним проектом и готовимся к его защите. В какой-то момент у нас появились разногласия. Вы считаете, что для создания презентации нужно использовать Powerpoint, а я убежден, что лучший инструмент для этого - визуальный редактор Canva.com

Когда я просто выражаю точку зрения, отличную от вашей, вы можете спокойно ее принять, подумав: “У Андрея есть свое мнение. Его право”. Но если мы вместе работаем впервые или у нас были стычки в прошлом, то вы наверняка придадите моему высказыванию дополнительный смысл, и возможно, сделаете свои выводы о наших отношениях.

Например, вы можете неверно истолковать мое предложение как недоверие к себе, как знак пренебрежения или даже как свидетельство конкуренции между нами. Вот тут к нашим разногласиям по поводу методов решения задачи примешиваются переживания, касающиеся наших отношений. И как только это происходит, все обостряется. Причем, быстро.

И это неудивительно. С точки зрения мозга включается реакция “бей или беги”. В кровь выбрасывается адреналин и кортизол, происходит перевозбуждение нервной системы. Все это снижает нашу способность к концентрации или творческому мышлению. Мы начинаем неадекватно воспринимать действительность.

Такая реакция нервной системы помогла человечеству выжить, но в современном мире непроизвольная реакция страха способна серьезно повредить рабочим отношениям. Это сильно сказывается на нашей способности работать в сотрудничестве с другими. Поэтому, чем эмоциональное напряжение сильнее, тем труднее заставить обе стороны выслушать друг друга.

Как же разрядить эмоционально нестабильную обстановку? Для этого нужно разделить каналы задачи и отношений.

Когда люди спорят, часто это случается потому, что одна из сторон неверно трактует обратную связь, воспринимая ее как нападки на себя. Логика примерно такая: если тебе нравится моя идея, значит, и я тебе нравлюсь. А если тебе моя идея не нравится, значит, и я тебе не нравлюсь. Это создает перегрузку на канал задачи и очень затрудняет открытый диалог.

К сожалению, способности нашего мозга ограничены. Мы можем уделять внимание либо каналу задачи, либо каналу отношений. Когда же мы оба канала перекрещиваем, страдает наша способность к конструктивному сотрудничеству.

Снизить напряженность во время спора можно путем сознательного обращения к каналу отношений и повторного подтверждения, что вы очень цените отношения с коллегой. Так не возникнет недоразумения относительно настоящей причины спора. Сразу сосредоточившись на отношениях, вы сумеете отделить личное от профессионального.

Порой мы оказываемся вовлеченными в очень эмоционально заряженное общение. Вы уже перепробовали все: личное обаяние, рефлексию и активное слушание, методы аргументации.-2
Порой мы оказываемся вовлеченными в очень эмоционально заряженное общение. Вы уже перепробовали все: личное обаяние, рефлексию и активное слушание, методы аргументации.-3

Используйте эти утверждения в беседах с коллегами. Возможно поначалу они будут казаться чем-то неестественным, особенно, если вы не привыкли хвалить друг друга и давать обратную связь. Но если их использовать умеренно и, главное, искренне и уместно, то вы увидите, как эти фразы могут изменить тональность разговора.

Кстати, про сервис Canva я серьезно )) Все карточки к этому посту я оформил в этом сервисе.

Читать еще по теме: