"Какая ещё мечта может быть глупее мечты делать музыку и продавать её"
Так сказал в одном интервью Стивен Уилсон, лидер группы Porcupine Tree, о главной идее альбома "Stupid Dream", которому и посвящена сегодняшняя публикация
Открывает альбом просто шикарная композиция "Even Less", по-моему, самая лучшая на альбоме. Просто.. просто включите! Погромче))
Мне вообще очень нравится звучание "Stupid dream", высоким качеством записи, аранжировками, характерностью - здесь группа демонстрирует свой уникальный и узнаваемый саунд. Так же мне нравятся своеобразные контрасты, с одной стороны - между легкостью, прозрачностью, как, например, в песнях "Piano Lessons", "Pure Narcotic", и мрачным безумием с другой - "Slave called shiver", "Tinto brass". Уже первая композиция содержит этот резкий контраст - в целом жизнеутверждающий мощный припев резко обрывается тяжелыми аккордами и шизоватыми запилами перегруженной гитары.
Интересны здесь и структурные переходы - стандартная песенная форма часто сменяется пространными инструментальными импровизациями. Простая поп-песня переходит в психоделический джем, а потом в хард-рок, а потом опять обратно..
А ещё этот альбом, простите за выражение, концептуальный (!) Через него проходит основная идея, заключающаяся в конфликте между искренними творческими устремлениями профессиональных музыкантов и необходимостью продавать свою музыку.
"... в момент когда работа над музыкой завершена, творческая работа окончена, ты идешь продавать музыку, занимаешься маркетингом, промоушеном. И это совершенно другой опыт. И это не очень творческий процесс. Подчас это довольно циничный процесс... Но тебе нужно это делать... Если слишком много об этом думать, это может свести тебя с ума, понимаете, это абсурд."
"Я много думаю про юных ребят, мечтающих о карьере поп-звезд, профессиональных музыкантов. Это глупая мечта - быть знаменитым, "жизнь катится как мячик и всё прекрасно". Но на деле жизнь профессионального музыканта - это очень тяжелая работа. Это всё очень драматично, в этом много разочарования и тяжкой работы"
В песне "Piano Lessons" главный герой рассказывает о своих детских воспоминаниях об уроках фортепиано, где ему говорят, чтобы он забыл о своих творческих намерениях и готовился к тому чтобы продаться. Но, разумеется, ничем хорошим это не заканчивается, и в конце песни герой поёт:
"I remember piano lessons
Now everything seems clear
You waiting under streetlights
For dreams to disappear"
А песня "Pure Narcotic", раскрывающая историю музыканта, безуспешно пытающегося подстроиться под правила музыкальной индустрии, заканчивается словами "Заверните меня и вышлите обратно"...
На обложке альбома мы видим лабораторию, в которой на конвейере разложены CD-диски:
Примечательно то, что именно на "Stupid Dream" группа двинулась в сторону более легкой, простой музыки. Длинных психоделических импровизаций стало меньше, а вот куплетов-припевов стало больше, музыка явно стала тяготеть к песенным формам. А изначально 17-минутную "Even Less" решили сократить до 7-ми минут. Возникает вопрос - это была творческая инициатива музыкантов, либо шаг навстречу требованиям индустрии поп-музыки? И не является ли альбом чем-то вроде исповеди "согрешивших" артистов?))
Я помню в свое время у меня, как и, кстати,у многих фанов группы, этот диск вызвал отторжение как раз своим уклоном в "попсовость". Но тогда я был жутким выпендрежником-меломаном, к тому же ещё и подростком, и мне казалось что на "Stupid Dream" команда зашла немного не туда, предав священные идеалы заумного андеграунда..)) Сейчас мне, конечно же, эта позиция кажется не вполне адекватной. Хотя я допускаю, что музыканты осознанно решили найти компромиссный подход между своими творческими принципами и нравами массовой аудитории и современной музыкальной индустрии.
Вообще советую послушать альбом полностью, читая и переводя тексты. Ну а на дорожку ловите классный клип на "Piano Lessons", где авторы, в общем-то, всё высказали, емко и остроумно))