Найти тему

Неделя о мытаре и фарисее

Великому посту предшествуют четыре подготовительных недели. Начинается подготовка неделей о мытаре и фарисее. Свое название она получила от Евангельской Притчи, которая читается на воскресной литургии. Фарисеи были учителями веры. Они составляли правящую партию. Иисус подвергался упрекам со стороны фарисеев за общение с мытарями, которые собирали подати.

Икона “Притча о мытаре и фарисее”
Икона “Притча о мытаре и фарисее”

Притча занимает всего четыре коротких стиха в 18 главе Евангелия от Луки. Придя в храм, мытарь и фарисей стали молиться. Только молитвы их были совсем разные, не по содержанию, а по своей духовности. Мытарь молясь Богу был искренним, просил помилования. Он боялся даже поднять голову к небу, считая себя недостойным.

Фарисей же сравнивал себя с другими, грабителями, обидчиками, и был очень рад, что он не такой как они. Фарисей полон самодовольства, гордости и греха, несмотря на исполнение закона, делая регулярные пожертвования.

Притча заканчивается словами Иисуса Христа : “Сказываю вам, что сей пошел оправданный в дом свой более, нежели тот : ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.” ( Лук. 18:10-14) Но ведь мытари собирали налоги, их ненавидели и презирали честные люди. Тогда почему Иисус говорит, что именно мытарь пойдет домой более оправданным. Все дело в гордыне и неверии. Господь готов помиловать и такого грешного человека, ведь он действительно хочет быть спасен и понимает все свое недостоинство перед Господом. Невозможно помиловать того, кто считает, что не нуждается в милости. И пусть мытарь не так тщательно соблюдал посты и не знал всех молитв наизусть, он хотел прийти к Господу и искренне признавал свои ошибки, а фарисей считал себя лучше всех и явно был не готов смириться перед Богом.

-2

Что же хотел показать нам Иисус Христос в этой притче? Почему она входит в чтение на одну из подготовительных недель перед Великим постом? Иисус Христос показывает ученикам, что важнее всего состояние души человека перед Богом. Главное для добродетели — это смирение и покаяние, а препятствие этому — гордость. Можно соблюдать все правила и посты, но в душе презирать людей и самого Господа, а можно стараться быть искренним в своем желании прийти к Богу, прося Его о милости. Церковь показывает, что не стоит хвалиться своими делами, а молитва и пост являются спасительными только тогда, когда сердце не захвачено самолюбованием и гордостью.

Таинство причастия
Таинство причастия