Уверена, что многие из моих читателей помнят начало 00-х годов. Тогда работать в строительстве было здорово и даже почетно. Пойти работать на стройку значило обеспечить неплохо свою семью. Зачастую, даже устроится с улицы было невозможно. Только по блату.
Но ближе к 2005 году сферу строительства стали заполнять мигранты.
Что же произошло?
А произошло в стране массовое долевое строительство. Когда люди покупали жилье на уровне котлована и через год — два могли получить задешево собственную квартиру.
Сейчас история с долевым строительством в общем-то заканчивается. Эскроу счета перекрывают лазейку. Не для строительства — для мошенничества.
Да-да, именно начиная с середины нулевых пошло массовое мошенничество в сфере строительства. Дома начинали строить, доводили до какого-то уровня и бросали стройки. Пока строительство идет — можно брать деньги на долевое участие. Для этого то и понадобились мигранты. Зарплата мигранта на стройке, более низкая, чем у профессиональных строителей — легкий бонус. Абсолютно не важный в данной схеме.
А важно, что в большинстве своем мигранты неквалифицированны. И даже квалифицированные не пойдут жаловаться в организации, что строительство то на самом деле липовое.
Т.е. первой причиной, по которой мигрантов стали заводить массово на стройки, было желание скрыть, что стройки липовая. И нет целей доводить ее до конца.
Вслед за откровенными мошенниками мигрантов на стройку стали брать экономщики.
Но опять не потому, что хотели сэкономить на зарплате. Зарплата рабочих в доле прибыли строительной компании составляет слишком небольшую часть. И все истории, когда мигрантов «кидали» на зп — это делалось не руководством, получающим прибыли, а более низшими чинами — прорабами и т. д. Чтобы заодно и им руки погреть на стройке.
Причина привлечения мигрантов на стройку та же — скрыть нарушения. Экономия на стройматериалах, на этапах и правилах строительства и т. д. Вот это нужно для получения прибыли.
И главное, чтобы об этом знало как можно меньше людей. Мигрант, особенно тот, которого специально завезли, а не сам приехал, не будет покупать квартиру в доме, который он строит. И его родные и близкие не будут.
А вот местный житель заинтересован в качестве. Особенное, если у него еще и зарплата приличная, и скорее всего, круг общения — он не промолчит. Покупатели квартиры — это его друзья и родственники. Слухи же — дело такое. Даже по Москве и по Питеру поползут — не остановишь. Если говорят об этом 5-10 человек — может и удастся продать квартиры. Не распроданные на стадии котлована. А если их 50? Поверьте, даже на Москву уже не мало.
В целом, за десять лет строительные компании вытянули из граждан все доступные и интересные деньги. Кто за квартиру, а кто просто за обещание. И схема должна была схлопнуться сама собой. Поймать этот момент очень просто. Именно к моменту окончания денег на жилье в достаточном количестве, строительные компании начали массово строить студии.
И так бы все закончилось потихоньку, если бы не подоспели санкции.
Что такое санкции? Вы думаете, это отсутствие сыра и хамона? Неа. Это наши санкции ответка. Это невозможность закупать какие-то технологии и оборудование? Тоже не сильно страшно, есть пути обхода. В данной истории со строительством нас интересует запрет на работу з арубежом наших финансовых институтов.
Банки в нашей стране работали (да и сейчас ситуация очень медленно исправляется), очень плохо. По сути, они брали деньги зарубежом и перезанимали их тут, внутри страны. Зарабатывали на акциях, облигациях и других финансовых инструментах тоже зарубежом.
А банкам надо зарабатывать. Но в России за все годы не создался правильный сложный рынок финансовых услуг. Крупный бизнес предпочитал с российскими банками не связываться. Действовали либо за рубежом, либо напрямую с правительством РФ. Средний и малый бизнес для банков неинтересны из-за ненадежности и малой доходности. Инфраструктурная ипотека очень сильно буксовала. По сути, любые проекты в рамках этой программы были сделаны только после пендалей из Кремля. Тут уже вина не банков, а бюрократии.
И банки массово погнали людей в недвижимость.
«Сделай вклад в пенсию! Прикупи квартирку, сдавай и будет тебе прибавка»
«Вложи в недвижимость! Недвижимость будет только дорожать»
«Не живи с родителями! Это зашквар! Купи квартиру в ипотеку»
Недвижимость через ипотеку нам постоянно вбивается, как самое надежное вложение.
Машина строительства продолжала крутиться. Банки получили возможность заработать. Покупатели квартир купались в пирамиде, твердо уверенные, что они смогут сдать жилье. Ведь мигранты приезжают, мигранты строят, мигрантам надо где-то жить. Да и внутренняя миграция. Можно позволить себе купить жилье в Москве, вау!
Последний бум мы смотрели во время пандемии. Срочно вложить деньги. Хоть куда. Срочно купить жилье. Кривое, косое, с плесенью через год и трещинами после пары месяцев эксплуатации. Купили все.
А дальше — дальше все. Мигрантов нет. Ни для новой стройки, ни для сдачи. И в ближайшие годы не будет. Государство будет потихоньку менять аварийное жилье, поднимет цифры метров на душу населения внесением в реестр СНТ и ДНП. А банкам и строителям больше вкладывать деньги некуда.
Придется учиться жить по другому.
Вторая часть будет про ритейл. Не пропустите, будет интересно