В декабре 1915 года король Георг V пожаловал императору Николаю II, своему кузену и союзнику по Антанте, звание фельдмаршала британской армии.
Спустя несколько недель после «чинопроизводства» корреспондент английских иллюстрированных журналов Карл Сиверс попросил Министерство императорского двора предоставить фото российского монарха в британской фельдмаршальской форме. Царские фотографии печатались в прессе в целях «укрепления дружественных отношений» России и Англии.
Когда о просьбе Сиверса доложили Николаю II, тот ответил: «У меня нет этой формы». Тем не менее идея «фельдмаршальского» снимка была признана «очень желательной», и военный агент в Великобритании генерал Н. С. Ермолов предоставил в конце лета 1916 года в Министерство двора описание требуемой формы, необходимое для точного воспроизведения.
Изучив присланные материалы, придворные чиновники поняли, что пошить мундир в России с соблюдением всех требований к материалу, цвету и деталям едва ли возможно, а потому решили испросить «высочайшее соизволение» на заказ британским портным. Николай II, выслушав доклад, добавил, что «нужно послать точную мерку».
Спустя месяц Ермолов секретно телеграфировал в Петроград: следует ли заказать еще и сапоги? Министерство императорского двора ответило утвердительно, после чего шифровальное отделение Главного управления Генштаба передало в Лондон две мерки, предоставленные фирмой «Г. Ф. Ситнов с сыновьями», занимавшейся изготовлением обуви для императора.
16 февраля 1917 года военный агент дал новую телеграмму: «Для большей точности заказа, благоволите выслать срочно курьером один высокий сапог, ношенный Его Величеством». Спустя неделю Министерство двора подготовило пару длинных лакированных сапог Николая II «со шпорами, двумя колодками и чехлами» для пересылки в Англию «с тем, чтобы вещи эти были возвращены в полной сохранности».
Впрочем, отправке сапог помешали революционные события в Петрограде. Через три недели комиссар Временного правительства над бывшим Министерством двора Ф. А. Головин распорядился «прекратить производством» дело о фельдмаршальской форме. Сапоги отрекшегося императора вернули в бывшую гофмаршальскую часть.
Россия перестала быть монархией, однако... форма-то была уже сшита, и британские портные требовали денег за свою работу. 31 марта генерал Ермолов телеграфировал из Лондона в Петроград: «Прошу разрешить уплату по предъявлении счетов за изготовленное фельдмаршальское обмундирование и указать, какое ныне надлежит дать назначение этому обмундированию по его получении». Комиссар Головин приказал заплатить, а мундир доставить в Петроград.
В середине августа 1917 года Ермолов отчитался об уплате фирме «Дэниельс и Ко» 122 фунтов 11 шиллингов 6 пенсов.
Таким образом, по тогдашнему курсу, фельдмаршальский мундир бывшего императора обошелся новой власти в 1166 рублей 39 копеек.
Через несколько недель фельдъегерь военного министерства Бобровский выехал из столицы Англии с двумя ящиками - жестяным и деревянным, в которых были полный комплект фельдмаршальской формы со всеми принадлежностями. На берега Невы многострадальный мундир прибыл 10 октября 1917 года, а 3 ноября Генштаб препроводил его в канцелярию бывшего Министерства императорского двора на Фонтанке. К тому времени в политическом строе страны успели произойти новые перемены...
1 июня 1918 года Народный комиссариат имуществ передал британский фельдмаршальский мундир, который так и не дождался своего законного обладателя, на хранение в Русский музей. В двухлетней «форменной» эпопее была наконец поставлена точка.
По материалам рубрики «Наследие» авторов Анны и Юрия Манойленко.
Самые интересные очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине .
Еще больше интересных фактов из истории, литературы, краеведения, искусства и науки - на сайте Лектория.