С 1 марта 2021 года цена билета за наличный расчет поднимется до 35 рублей. Правда, это никому не нужно.
При подготовке этого материала некоторые эксперты были настроены весьма агрессивно, другие же вообще отказывались что-либо комментировать. Вот настолько остро в Татарстане стоит тема убыточности общественного транспорта. Кто-то из перевозчиков вообще разорился и ушел с рынка, кто-то продолжает работать в долг. Но самое страшное, что никто из них в «возрождение» отрасли особо не верит. Положение дел настолько отчаянное, что даже повышение стоимости проезда не спасает ситуацию, а только злит пассажиров.
С 1 марта 2021 года проезд за наличный расчет в общественном транспорте Татарстана поднимется до 35 рублей. Операции с банковских карт и проездных будут производиться по старой цене.
- Лишь меньше четверти пассажиров оплачивает проезд наличными в общественном транспорте. Для тех, кто пользуется транспортной и банковской картами, тариф сохранен. Да, будет отток от наличной оплаты за проезд - пассажиры ведь понимают, что выгоднее оплачивать картами. Средняя цена поездки, безусловно, уменьшится - перевозчики идут на это сознательно для того, чтобы сделать платежи более прозрачными, перейти и внедрять современные технологии. Если прогнозы оправдаются, экономика не сильно улучшится на предприятиях. Если постепенно в течение года будет снижаться количество пассажиров, оплачивающих проезд наличными, возможно, предприятиям получится покрыть убытки, – пояснил нам председатель Ассоциации автотранспортных предприятий РТ Сергей Темляков.
Однако сами перевозчики не считают эту меру действенной, а кто-то вообще находит ее вредной. По словам директора ПАТП №7 Ильдара Мухаметова , переплата за проезд – ответственность самих людей. Есть возможность купить транспортную карту или оплачивать с помощью безналичного расчета. Если лень это делать, придется переплачивать. Так или иначе, повышение тарифа совершенно ничего не даст перевозчикам. Народу, конечно, такое повышение не навредит.
- Мы и так наличку практически не собираем, доля наличных денег очень маленькая. Поэтому просто уберется этот вид оплаты – рассчитываем хотя бы на то, что получим полный контроль над прибылью. Мне лично наличка не нужна - я не хочу с ней работать, следить, сдавать ее. В любом случае нам всем скоро просто хана. Машины почти не выходят на линию. Работать некому - все разбежались. Сейчас на линиях где-то 60% автобусов - это все результат пандемии. Никто не пытается за счет этих пяти рублей что-либо компенсировать, да это и не возможно. В нашей отрасли потери оцениваются в четыре миллиарда. А вернется, по каким-то там подсчетам, 175 миллионов – это просто венок на нас всех. За 2020 год закрылось несколько предприятий – все с долгами ушли, – сокрушается предприниматель.
Выход из этого положения бизнесмен видит в государственном финансировании общественного транспорта – как в Москве или Санкт-Петербурге.
- Я всем всегда предлагаю: приходите, устраивайтесь на работу – свое место уступлю, если надо будет. Порулите, «побибикайте», сделайте так, чтобы все было хорошо, чтобы автобусы зимой в -25 были чистые. А то только жалобы пишут и выдумывают про какие-то несуществующие заработки. Я так же, как и все, купил квартиру в ипотеку. Мы делаем что можем, но нет денег – просто не на что содержать машины. Так мы будем потихонечку подыхать. Залезьте на «Авито», посмотрите, сколько автобусов продается уже сейчас, – добавляет Мухаметов.
Директор центра разработки бизнес-планов Ирек Галямов настаивает, что вопрос повышения стоимости проезд надо рассматривать более глобально, в рамках состояния экономики в целом.
- Сейчас происходит девальвация рубля - цены растут не потому, что перевозчики хотят заработать, а потому, что растут операционные затраты, связанные с подорожанием техобслуживания, бензина и т. д. Автобусы – это капитальное вложение с точки зрения экономики. Наличка в обслуживании обходится дороже – перевозчикам выгоднее вывести ее из оборота вообще. С точки зрения глобальной экономики нужно понимать, что если начнется повышение цен и оно не будет соотноситься со средней зарплатой населения, в любом случае будет резонанс и недовольство, – считает Галямов.
По его словам, любой экономист понимает, что увеличение цен на проезд, продукты, жилье – просто лакмусовая бумажка состояния экономики.
Директор транспортного предприятия «Байлык №3» Руслан Юсупов вообще придерживается мнения, что для перевозчиков удорожание наличного расчета скорее минус, чем плюс – все перейдут на проездные, а по ним проезд еще дешевле. К тому же не решится и проблема воровства кондукторов.
- Вы же не думаете, что если раньше кондукторы воровали, то они резко перестанут? Как воровали, так и будут воровать. А с повышением стоимости оплаты наличкой мы можем просто в еще больший минус уйти. Спасет только повышение оплаты на все категории или возможность штрафовать безбилетников. Сейчас их можно штрафовать только с помощью работников полиции, а у нас самих полномочий на это нет. Если бы человек хотя бы боялся штрафа, то, может быть, это хоть как-то могло бы улучшить положение, – делится мнением собеседник.
- А зачем эта мера вообще принимается, если она бесполезна даже для вас? – не выдерживаем мы и задаем логичный вопрос.
После паузы примерно в 10 секунд Юсупов отвечает:
- Я сейчас выдыхал злость, извините. Скажите, сколько у нас сейчас законов принимается, которые потом никто не может объяснить?! Думаю, это повышение не выведет даже в ноль.
У многих перевозчиков в следующем году заканчивается срок эксплуатации машин – если быть точнее, где-то у 250 автобусов. Сейчас стоимость одного автобуса – 13 миллионов рублей, а вот покупали его когда-то за 25 миллионов. По пессимистичным, но вполне реальным подсчетам Юсупова, приблизительно 200 маршрутов просто перестанут работать. Уже сейчас люди по 40 минут ждут автобус на остановке.