Если семья переезжает до 120 раз в год и преодолевает 1500 км, обеспечить стандарты образования детям практически невозможно. За последние 70 лет в нашей стране была налажена система интернатов, куда вывозят детей кочевников на весь учебный год. В то же время, это лишает ребенка связи с семьей на длительный период, отрывает от языковой среды.
На Ямале, где 2600 детей до 7 лет кочуют вместе с родителями, комплектуют мобильные подразделения, которые могут добираться до труднодоступных кочевых стоянок. Так же осваивают программу начальной школы, без отрыва от семьи. Речь пока идёт о сотнях воспитанников, всё зависит от воли родителей. Программу средней школы продолжают в интернате.
В регионе организована профориентация в виде курсов этнокультурной направленности для подготовки к работе в тундре. Обеспечивают доступ в колледжи через образовательные сертификаты, если средний балл ниже требуемого по конкурсу. Опыт Ямала высоко оценили в Московской высшей школы социальных и экономических наук, а так же специалисты из других регионов АЗРФ на международной научно-практической конференции «Тенденции развития образования. Глобальные вызовы и неравные возможности».
Задача сохранения культуры и языка коренных малочисленных народов Севера непростая, особенно в условиях влияния техногенных и антропогенных факторов. Специалисты двояко относятся к качеству и серьезности данного подхода. Пока это единичные эксперименты, часто уникальный опыт. На российском Севере много исключительных технологий, инклюзивное образование – ещё один пример.
С морским приветом, Северный морской путь
Подробнее тут: https://t.me/sevmorput
Образовательные технологии: кочевые школы в Арктике
1 минута
6 прочтений
20 февраля 2021