Известный евангелист Стенли Джоунз однажды сказал: “Способность любить Бога силой разума, силой чувств и силой воли делает человека истинным христианином”. Как мы любим Бога? Может ли наша любовь к Нему быть однобокой? Какой должна быть любовь к Богу?
«Один из книжников…подошел и спросил Его «Какая первая из всех заповедей»? Иисус отвечал ему: «Первая из всех заповедей: «Слушай Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею»,- вот первая заповедь! Вторая подобная ей: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» Иной большей сих заповедей нет» (Мк.12:29-31).
Обычно мы понимаем любовь как чувство и говорим: «Любовь – это чувство, сильное и глубокое». Изображение любви – сердце. Мы чувствуем по отношению к кому-то нежную симпатию, иногда доходящую до слез умиления. Наше сердце начинает учащенно биться, мы готовы всем пожертвовать ради этого трепетного чувства к тому, кого мы любим. Но часто любовь путают с влюбленностью и эйфорией. Поэтому когда мы не чувствуем больше симпатии к человеку, мы говорим: «Любовь ушла, сердцу не прикажешь, мы расходимся как в море корабли. Зачем лицемерить? Нужно быть честным и не мучиться больше». Почему такое происходит? Потому что отсутствуют три других основания любви: «разумение», «душа» и «крепость».
Что значит любить разумом, душой и крепостью?
Обычно родители перед свадьбой своего сына говорят: “Подумай хорошенько, прежде чем жениться”, - призывая к чувствам его присоединить еще и разум, оценить последствия этого важного шага, проанализировать свои возможности, свой характер, свои отношения с любимой, свои желания.
Любить Бога разумом – значит любить думать о том, что Божье, а не что человеческое. Любовь не может быть бездумной и слепой. У нас есть величайший дар от Господа – разум, способность мыслить. Нам следует всегда любить истину, всегда анализировать, «что истинно, что достохвально, что добродетель и похвала». Поиск воли Божьей – это, прежде всего раздумье, размышления. И Библия нам дана именно для этого.
Иисус призывает нас к исследованию, к раздумью, к анализу – соответствует ли мое поведение и стиль жизни Божьей воле? «Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно» (1Тим.4:16). И чтобы стать человеком духовным, мне надо стать человеком мыслящим, оттачивать свой разум, чтобы знать, как сражаться с великими безбожными идеями человечества и отделять истину от заблуждения.
Почему это так важно? Вот что говорит Священное Писание: «Откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего – того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи. Да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2Фесс.2:8-12).
Нам нужно познавать Божий характер, чтобы иметь ум Христов и чтобы иметь Бога в разуме. Еще одно место Св. Писания: «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют» (Рим.1:28-32).
Если у меня есть чувства к Богу, если я веду себя достойно, даже если побуждения мои чисты, но я не придаю значения размышлениям и разум мой спит, то я искренне впаду в заблуждение и погибну, потому что не имел любви истины, любви интеллектуальной. Поэтому тренируйте мускулы своего ума, «исследуйте Писания», «все испытывайте, хорошего держитесь», «главное мудрость» .
«И возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» (Мк.12:29-30).
«Всем разумением своим» - то есть насколько я способен вникать в Священное Писание, настолько я должен применять эту способность.. Вот как интеллектуальную любовь описывает Библия: «Как люблю я закон Твой! Весь день размышляю о нем. Заповедью Твоею Ты соделал меня мудрее врагов моих, ибо она всегда со мною. Я стал мудрее старцев, ибо повеления Твои храню. От всякого злого пути удерживаю ноги мои, чтобы хранить слово Твое; от судов Твоих не уклоняюсь, ибо Ты научаешь меня. Как сладки гортани моей слова Твои! Лучше меда устам моим» (Пс.118:97-103).
Любить Бога всем разумением своим – это с удовольствием читать Библию, с радостью преклонять колени в молитве, размышлять о Божьем творении и о жертве Иисуса Христа на кресте. Я понимаю , что без Бога я погиб, что без Христа не могу ничего, а в Нем могу все. И это выше человеческой логики и мудрости. Только разум, отданный Святому Духу, вселяет в мое сердце твердую веру.
«И возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» (Мк.12:29-30).
Что значит любить «всею душою» ?
В библейском понимании душа – это весь человек со всеми своими способностями. Это тело плюс Дух Божий. Если я люблю чувственной и интеллектуальной любовью, то этого еще недостаточно: можно понимать истину, можно чувствовать наслаждение от Божьего присутствия, лежа на диване, наслаждаясь умственными упражнениями. Но это будет лишь теоретической любовью. Эту любовь нужно применить на практике, в жизни.
Любовь всею душою – это любовь, воплощенная в делах. Ибо как тело без духа мертво, как вера без дел мертва, так и любовь останется только на словах, если я не применяю ее в действии.
Любовь душой Иисус выразил так: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди», «ибо как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Ин.14:15, Мф.7:12). Любовь к Богу проявляется в действии, в поведении, в отношениях, в образе жизни, то есть в исполнении Божьих заповедей.
«И возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» (Мк.12:29-30).
А что значит любить «всею крепостию» ? «Крепость» в данном контексте - это наши убеждения и волеизъявление. Это наша жизненная позиция и внутренние мотивы. Это то, чего мы желаем в глубине сердца и ради чего живем. Это наша воля.
Любить Господа волей – значит принимать твердое решение жить по воле Божьей. Нашу волю мы предаем Творцу и говорим: «Не моя воля, но Твоя да будет».
Любить Господа всею крепостью – значит предать всю свою волю, все свои желания, мотивы, побуждения в руку Небесного Отца. Это самое важное из всех четырех аспектов. Мы принимаем решение, мы выбираем жизнь с Богом. Главное не то, что мы чувствуем ; не то, что мы думаем ; и даже не то, что мы делаем , а то, чем мы движимы при этом. И если мы движимы желанием прославить Бога, жить для Его славы, - значит, мы любим Господа всею крепостью своей.
Что произойдет, если в нашей любви к Богу доминирует какой-то один из 4-х аспектов?
Если сердце, чувства, - то я религиозный сентименталист. Я следую за эмоциями, ощущениями, и если они меня не радуют, я быстро соблазняюсь обвинить Бога в моих несчастьях и впасть в неверие. Например, “Я не чувствую любви в церкви”.
Если преобладает разум, - я интеллектуал в религии, теоретик и стратег. Моя вера основана на логике, я впадаю в мудрствование. И когда сталкиваюсь с тайной Божьей, впадаю в безумие, пытаясь применить мудрость человеческую. Например, попытки объяснить триединство Бога.
Если на первом месте душа, то есть добрые дела, - то я законник в религии. Для меня буква закона превыше всего, я стараюсь делами заслужить Божье одобрение. Но при этом становлюсь высокомерным и надменным.
Но самое страшное, если моя любовь к Богу основана только на крепости, то есть воле, - тогда я религиозный фанатик. Я не способен щадить ни себя, ни других. «Железобетонная» вера – это самое страшное, что может быть. Такое было с апостолом Павлом, но по милости и долготерпению Божьему этот фанатик обратился в любящего, милосердного и ревностного христианина.
Итак, «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» (Мк.12:29-30).
Нельзя отдавать предпочтение какому-то одному аспекту в нашей любви к Богу. Все должно быть гармоничным: чувства не должны подавлять мысли, а воля – чувства. Логика не должна доминировать над поведением, а поведение над волей – во всем должна быть равномерность. И такая способность любить Бога и силой разума, и силой чувств, и силой воли, и образом жизни делает человека действительно уравновешенной и сильной личностью, то есть настоящим христианином.