А начну-ка я новый цикл статей немного другим образом. До сих пор я писала об одном географическом месте и проходящих на его территории различных событиях. А теперь хочу наоборот, порассуждать об одном историческом событии, но вслед за ним пройтись по различным городам и весям.
Другие циклы статей о местах:
Горный Алтай - история, верования, подробно о шаманизме и билике;
Немного об Аркаиме и причинах вызванной вокруг него шумихе;
Переславль-Залесский: языческая и православная история, единственный в России музей узкоколейных железных дорог и Русский парк;
Звенигород и его концепция государственного управления как "умного делания" в союзе светской и церковной властей, загадочная судьба звенигородских князей
О патриархе Никоне, протопопе Аввакуме, церковном расколе и философской идее Нового Иерусалима
О Сергии Радонежском, основанном им Троицком монастыре, а также о подворье этого монастыря - Черниговском Гефсиманском ските и связанных с ним именах великих русских философов
Итак, история, о которой я хочу рассказать теперь, начинается в 1591 году в Угличе.
М.Фасмер считает, что название "Углич" произошло от слова "угол", который тут делает река Волга в своем движении на Ярославль. Местная летописная традиция приписывает основание города Угличе поле Яну Плесковитичу, то есть «псковичу», родственнику княгини Ольги, и называет 937 год. Однако первое летописное упоминание появляется только в 1149 году, когда Древнерусское государство распалось на Киевскую Русь во главе с династией Мстиславичей и Ростово-Суздальскую Русь под управлением Мономашичей, и междоусобные бои шли в том числе в Угличе Поле.
Потом город был дотла сожжен во время татаро-монгольского нашествия, а второй раз - во время противостояния Москвы и Твери. Тогда же инок Адриан по инициативе митрополита московского Алексия и с согласия московского князя Дмитрия Донского основал на Огневой горе возле Углича Поля Успенский монастырь.
А Огнева Гора была местом непростым. Там находился керемет, святилище, предназначенное для жертвоприношений духам предков. Слово "керемет", похоже, тюркского происхождения - например, у алтайцев есть слово "кёрмёс", означающее духа нижнего мира. Хотя очень большое распространение получило слово "карамат" как название чудес, которые творили исламские святые.
Словом, керемет - это возвышенное место неподалеку от водного источника, обязательно к западу от поселения. Огороженная территория включала в себе дерево, как символ Мирового Древа, а источник служил напоминанием о Великих Водах. На керемете происходило поминание умерших, потому что кладбище считалось нечистым, там бродили злые духи, и живым там делать было нечего.
При раскопках в районе керемети найдены фигурки бобров, а бобер у финно-угров издревле был очень почитаемым животным. Животное ценилось не только из-за меха, но и за бобровую струю (мускусная секреция, используется как антиспазматическое и успокаивающее средство в медицине), которая стоила в несколько раз дороже самой шкурки. Образ жизни бобров породил представления о существовании настоящего бобрового народа, живущего так же, как живут люди: селящегося семьями, справляющего праздники, воспитывающего своих детей, делающего хозяйственные запасы на зиму и даже имеющего рабов среди бобров и собственные бобровые кладбища.
Известно также, что у хантов, например, деревянные куклы, изображающие предков — прадедов и прабабок, — были одеты в бобровые шкурки и хранились в специальных сундуках или лабазах в лесу. Из астрагала бобра в древности делали языческие подвески, широко используемые финскими мерянскими шаманами (арбуями) в качестве ритуального оберега. В мифологии угров бобер связан с Богиней-Матерью: в мансийской песне поется как по одной из кос Богини-Матери «поднимается живой соболь, а по другой спускается бобер».
Как это часто бывает в сакральной географии, рядом с святилищем Богини находится священное место Бога. Есть такое и рядом с Огневой горой, в Петуховой слободе.
Петухова слобода была известна в Угличе в XV – XVII веках. Свое название она получила, вероятно, от Петухова камня, лежавшего близ церкви св. Николая Чудотворца – что на Петуховом поле. Угличский краевед И.Н. Потехин писал в своих записках: «Камень величиной с порядочный стол и глубоко сидел в земле. Его верх, как бы срубленный топором, был немного наклонен, и на нем можно было различить четырехпалый след петушиной лапы, длиной сантиметров в 30. Этот валун находился метрах в 100-х на Юго-запад от церкви Николы – на «Петухах»
Я уже писала о священных для мерян камнях, когда писала о Синь-Камне Переславля-Залесского
С угличским же Петуховым камнем связана самая красивая и известная легенда. В ней говорится о том, что если городу угрожала какая-либо беда, то прилетал огромный петух. Он садился на камень, поворачивался в сторону грозившей опасности и троекратным пением предупреждал горожан о ней. С тех пор на камне «якобы и остался след петушиной лапы». Существует мнение, что эта легенда легла в основу сказки «О золотом петушке», написанной А.С. Пушкиным.