Первым кровавым эпизодом Гугенотских войн можно считать Амбуазский заговор 1560 года. Именно он попал в финал романа Александра Дюма «Две Дианы».
Преследования гугенотов* во Франции начались еще при Франциске I , запретившем протестантские богослужения. Более серьезный и основательный подход практиковал Генрих II, учредивший Огненную палату в Париже, трибунал для суда над еретиками. Название ее намекает на типовой приговор.
Тем не менее к концу жизни Генриха II гугеноты не только не были подавлены, они обрели определенную организацию с опорой на часть аристократии и даже на принцев крови, таких как король Наварры Антуан Бурбон и его брат Людовик Конде.
10 июля 1559 года Генрих II умирает от полученной на турнире раны. Смена царствования часто связывается со сменой политики. Особенно если король несовершеннолетний, а у одной из сторон имеются такие кандидаты на регентство как братья Бурбоны.
*Термин «гугеноты»закрепился за французскими протестантами. Происхождение твердо не установлено. Кто выводит его из немецкого языка, кто из прозвища швейцарцев, поскольку во Франции прижился кальвинизм, а кто аж из имени Гуго Капета, первого Капетинга на троне.
Гугеноты рассчитывали, по крайней мере, на смягчение репрессивной политики. Однако власть при малолетнем Франциске II захватили лютые католики братья Гизы, герцог Франциск Гиз и кардинал Карл Лотарингский. Франциск II был женат на их племяннице Марии Стюарт.
Гайки начинают закручиваться с удвоенной энергией. Огненные палаты возникают в других французских городах. Им предписывается усилить надзор за исполнением антигугенотских указов. Эту политику можно рассматривать как составную часть движения Контрреформации.
Бурбон и Конде не проявили энергии в борьбе за власть. Тогда за дело взялась кучка дворян-энтузиастов гугенотского вероисповедования. Руководство заговором берет на себя Жан дю Барри, чаще именуемый сеньор Ла Реноди.
В общих чертах замысел заговорщиков сводится к захвату юного короля, устранения от него братьев Гизов ну а дальше… Дальше посмотрим. Скорее всего, планировалось регентство Бурбонов. Те, кстати, от заговора дистанцировались, но пожать плоды успеха были не против.
Захват планировалось осуществить в замке Амбуаз, находящийся приблизительно в 200 км к юго-западу от Парижа. С XV века замок принадлежал королям.
Между прочим, здесь можно перекинуть мостик от романа «Две Дианы» к роману «Графиня де Монсоро», поскольку главный герой последнего де Бюсси носил также имя д’Амбуаз. Дело в том, что до XV века замок принадлежал его предкам/родственникам по женской линии.
Собственно, Амбуаз возник не сразу. Сначала речь шла о Блуа, где в начале 1560 года находился двор. Но удержать в тайне широкий заговор не удалось, информация просочилась и дошла до Гизов. Те 22 февраля перевезли короля в укрепленный замок Амбуаз.
Заговорщики – а надо понимать, они все были дворяне со своими частными солдатами – должны были стянуть свои силы к замку Амбуаз. Нападение назначено на 1 марта 1560 года. Потом перенесено на 16 марта.
Но на дворе XVI век, средства сообщения соответствующие – не все участники заговора были вовремя информированы об изменении планов. Первые из них так и прибыли в окрестности Амбуаза в начале марта и были вынуждены ошиваться поблизости. 10 марта герцог Гиз обнаружил часть заговорщиков и произвел первые аресты.
16 марта отряд протестантов пытается провести внезапную атаку, которая была отражена королевскими войсками. После этого Гизы переходят в наступление. Множатся аресты, начинаются казни. Всего было казнено от 1200 до 1500 человек. Дюма:
«В те времена у гугенотов было мало шансов на помилование даже в тех случаях, если они были просто мирными и покорными верноподданными. <…> И судебная машина завертелась с завидной быстротой: допросы снимали мгновенно, приговоры выносили еще быстрее.
Ну, а для рядовых участников восстания даже и формальности признавались излишними; их попросту вешали и колесовали тут же, в Амбуазе, не утруждая разбирательством судебную палату.
Наконец усердием благочестивого Карла Лотарингского все было завершено меньше чем в трехнедельный срок.
На 15 апреля была назначена в Амбуазе казнь руководителей гугенотов: двадцати семи баронов, одиннадцати графов, семи маркизов и пятидесяти дворян.»
Сам Ла Реноди погиб 18 марта в стычке со своим кузеном Пардальяном, офицером короля. Дюма описал этот бой в драматичных тонах:
«И они ринулись друг на друга. Ла Реноди кружился вокруг Пардальяна, а тот, стоя в седле, неустанно отражал и наносил удары. Наконец шпага Ла Реноди вонзилась в грудь Пардальяна, и тот свалился.
Но крик испустил не Пардальян, нет, — это закричал Ла Реноди.
По счастью, он так и не убедился в своей печальной победе, ибо Монтаньи, паж Пардальяна, пищальным выстрелом вышиб его из седла. Однако смертельно раненный Ла Реноди успел еще расквитаться со смертью и, обернувшись назад, пронзил шпагой стрелявшего в него пажа.»
Франциск II умер 5 декабря 1560 года. На престол вступил его 10-летний брат Карл IX. Здесь-то и наступило время Екатерины Медичи, оттершей от верховной власти Гизов. Недовольные, они в 1562 году спровоцировали начало Гугенотских войн.
Между прочим, первая Гугенотская война завершилась Амбуазским миром почти ровно через три года (19 марта 1563 года) в том же замке, где пролилась первая большая кровь.