Если вы следите за метал-андеграундом, то наверняка обратили внимание на произошедшую за последние годы перетасовку привычных «мест силы»: французы и исландцы отжали у шведов и норвежцев корону блэк-метала, Испания и Польша стабильно экспортируют премиальный метал, датский дэт наконец получил статус легендарного, а Канада и вовсе стала второй супер-метал-державой после Финляндии.
Но в этом обзоре я хочу обратиться к довольно неприметной в плане музыкального ввп геолокации под названием Апеннинский полуостров. Родина империализма, перспективы и санджовезе, в музыкальном плане Италия дала миру не так не много – утверждаю это как, мягко говоря, не большой поклонник Верди и особенно Вивальди.
Тем не менее, ни одна крупная европейская страна с богатым культурным бэкграундом не обходится без крепких, самобытных сцен. Сегодня расскажу о таком явлении, как итальянский дум/пост-метал середины 00-х – сугубо подпольном и, как и подобает истинному искусству, возникшем стихийно.
Термин «апенинский шизофазийный дум-метал» – моё авторское определение звучания целого ряда банд, орудовавших в Италии на протяжении первой декады нового века. Скорее всего, сами участники этой движухи даже не пытались консолидироваться под единым флагом «итальянской волны» или вроде того. Они просто играли музыку для полупустых залов. Но все, независимо друг от друга, обладали рядом характерных черт, отличающих их от всего остального мира. Этим группам были свойственны:
- преобладание инструментальных партий, либо полный отказ от вокала;
- медленный/средний темп песен (первые 2 пункта свойственны пост-металу в целом);
- бас-гитара занимает очень много пространстве микса и имеет характерный стальной тон;
- резкая, рубленая манера прогрессий, заимствованная у нойз-рока 90-х;
- угловатая и крайне тревожная психоделия как некий музыкальный эквивалент кубизма или другого итальянского изобретения 20 века – футуризма.
Корни этого саунда лежат в верхних пластах итальянского нойз-рока – довольно обширного авангардного течения, как и всё местное, лежащего внутри сцены, потому малоизвестного за её пределами. Несколько ярких имён этой сцены я также добавил в обзор и плейлист. Итак, погнали:
Morkobot
Феерическое трио из Ломбардии наиболее ярко воплощает в себе все грани отъехавшего итальянского стиля. Morkobot – это эксперимент, затрагивающий все аспекты их творчества. Группа скрывает лица и прикрывается легендой, согласной которой её участники являются иноземными организмами. Каждый из трёх альбомов группы – космический трип, связанный с реальностью тончайшей серебряной нитью, а головой уже отлетевший в мир кубической психоделии, где Black Sabbath и Hawkwind растекаются на одном кислотном ковре вместе с Primus и Джоном Зорном.
Ufomammut
Самые именитые из всей подборки, «уфомамонты» заполняют тропосферу своим неспешным грувом вот уже 20 лет, оставаясь одними из главных двигателей итальянского дум-андеграунда. Их музыка отличается плавностью, что делает её более доступной для средне-слушателя по сравнению с грубым стилем остальных. Но, тем не менее, ранние альбомы Ufomammut насквозь пропитаны той самой апеннинской шизофазией – насаженной на к̶о̶л̶ тревожный басовый пульс, нелогичной, непредсказуемой и неловко-безэмоциональной, хотя и сбалансированной партиями с живыми понятными чувствами.
Taras Bul’ba
Всеми забытая формация из Милана, в нулевых выпустившая серию достойнейших альбомов и слабо не позаботившаяся о том, чтобы сохранить их для потомков. Трио промышляло топлением в едином котле жира психоделии, сладжа и пост-метала, где не было места вокалу, логике и компромиссам. Стальной урчащий бас, репетитивные гитарные мелодии и жестокие, неудобные для внутреннего метронома ритмы стали визитной картой коллектива, наряду с атмосферными сэмплами из классики чёрно-белого арт-хауса вроде «Носферату». Степень деструктивности здесь местами подбирается к уровню Morkobot, но не дотягивает до Lento.
Lentо
Три поклонника Swans из Рима делают музыку для того, чтобы причинять физическую боль – и подчёркивают это. Здесь степень угловатости и неудобоваримости ритмов доведена до экстрима – это деструктивный аспект в чистом виде, без соплей и попыток найти баланс. Перекошенная внутренним спазмом музыка, выстроенная вокруг импульсивной барабанной атаки, как будто старается уйти от преследования при помощи запрещённых ударов по глазам, яйцам, прибегает к укусам и прочим прелестям. Lentо – это максимальный уровень вот этой самой итальянской жёсткости, доведённый до маниакализма. Вживую это одна из самых тяжёлых групп, которых я когда-либо слышал.
Dead Elephant
Здесь мы выходим на территорию нойз-рока – то есть большей монотонности и тёмных человеческих эмоций, артикулированных за счёт как будто отсутствующего вокала. Трио Dead Elephant прекрасно совокупляет канонические характеристики апеннинского шизофазийного пост-метала с нойз-роком, являясь монстром, сшитым из лоскутов этих двух пограничных сцен. Увы, участники уже почившей группы не сильно позаботились о сохранении наследия, поэтому находить их музыку из года в год становится всё сложнее и этого слона пора записывать в Красную книгу.
OvО
Монструозный семейный дуэт из Милана, работающий на ниве нойз-рока повышенной экспериментальности. Свободные от условностей, вооружённые только басом, ударной установкой, микрофоном и кучей педалей, Стефания и Бруно из OvO создают жуткие музыкальные картины в экспрессивной технике. Пространство их музыки полно внутренних углов, а её драйв создаёт дезориентацию, в итоге заставляя слушателя биться головой об эти конструкции. Сопровождающие это мучения достигают апофеоза в моменты какофонии, когда музыка становится самосозерцанием отбитого нахрен мозга. И во всём этом малопривлекательном безумии отчётливо прослеживается уже хорошо знакомый нам итальянский почерк: абстрактный, брутальный, неестественный.
Zu
И, напоследок, слово тру-демонам итальянского авангарда. Трио Zu – самостоятельное явление на музыкальной сцене и, как и положено обитателю фри-джаз тусовки, непредсказуемое благодаря отсутствию постоянной формы. Орудуя барабанами, басом и саксофоном, римляне меняют облик от записи к записи, от лайва к лайву, при этом не теряя только одного – жесточайшей ритмической основы и невероятной безэмоциональности. Их футуризм монохромен, их железо напитано углеродом, а голос саксофона не несёт в музыку человечность,скорее наоборот.
Честь и хвала тому слушателю, кто прошёл этот путь вместе со мной. Знаю, что местами он был непрост. Понимаю, что во многом он был бессмысленно беспощаден, особенно на финишной прямой. А главное – я не знаю стоил ли он того. Для меня – однозначно да. В любом случае, на сегодня я свой культурологический гештальт закрыл. Будут мысли – пишите в комменты. И да, для самых отъехавших – плейлист моих персональных фаворитов.