Найти тему
Юрий Григорьев

Церковь, пережившая подвиг. История священника-старообрядца Козьмы Олейникова.

Оглавление
Свято-Никольская церковь, с. Доно, памятник архитектуры и градостроительства. Источник фото: atlas.zabrab75.ru
Свято-Никольская церковь, с. Доно, памятник архитектуры и градостроительства. Источник фото: atlas.zabrab75.ru

В его годах жизни в открытых источниках нет даты. Вместо неё часто ставят один или несколько знаков вопроса. Год смерти указывается как 1919-й. Именно в этом году история жизни первого служителя старообрядческой церкви Козьмы Олейникова и его сына из обычных сельских превратились в истории. А у церкви, в которой они служили всей душой, появилась общая могила отца и сына.

Её можно увидеть до сих пор – #старообрядцы вопреки историческим вихрям всегда умели хранить память о том, что с ними произошло и память о людях, которые были частью их истории.

С кого начиналось Доно

Юго-восток Забайкальского края. Почти у самой границы (теперь это территория Калганского района) в пади Доно в 1745 году заложили и открыли Донинский или, как его ещё называли, Никольский золотодобывающий #прииск. Рядом текла река Донинская Борзя, климат позволял заниматься земледелием, и вокруг прииска быстро выросло и окрепло село.

Основателями села стали #староверы, которых в Забайкалье за то, что они, в отличие от каторжников, приехали сюда семьями, прозвали семейскими. Когда-то староверы не приняли церковных перемен, внедрённых патриархом Никоном и царём Алеексеем Михайловичем. До сих пор они свято чтят передававшиеся через поколения традиции, а посторонних даже сейчас встречают как гостей, но в свою жизнь пускают редко.

Аввакум в Сибири. Художник Е.Д. Мальцев, 1973 год
Аввакум в Сибири. Художник Е.Д. Мальцев, 1973 год

Кроме староверов, в числе основателей и первых жителей села, по данным открытых источников, были ссыльные участники восстания Емельяна Пугачёва.

Вам будет интересно узнать Как жители Речи Посполитой стали коренными забайкальцами на века

Горловы, Перминовы, Овчинниковы, Козловы, Морковцевы – все эти фамилии значатся на донинском кладбище как самые старые. Дворы именно этих семей были первые в старообрядческом селе. Есть два объяснения его названия. По одним данным, Доно – это данное богом. По другой – внутреннее пространство, что также очень созвучно с укладом семейских.

Прииск работал, село разрослось до трёх улиц, на которых уместилось около 500 домов. На протекавших рядом речках (Донинская Борзя впадает в бассейн Верхней Борзи и Аргуни) построили 19 мельниц, а в самом селе – пять купеческих лавок и две #церкви.

Они потребовались потому, что люди в селе были как из числа старообрядцев, так и из тех, предки которых приняли введённый патриархом Никоном уклад. Жители не конфликтовали, предпочитая тратить то немногое свободное время на молитвы и заботу о душе, нежели на ссоры и дрязги.

Обязательно прочитайте про Спасительные «корольки». Как выживали семейские в Забайкалье.

Но и в историю этого села кровавыми переменами и ужасами гражданской войны вмешался 1917 год.

Добрый батюшка и Агафангел

После октябрьского переворота, регламентировавшего религиозные свободы всем жителям России, старообрядцы Доно присоединились к Древнеправославной Церкви Христовой. В 1918 году Никольский храм в Доно был переосвящён из единоверия в старообрядчество, но название его сохранили.

Первым старообрядческим священников церкви стал отец Козьма, в миру именовавшийся Козьмой Олейниковым.

В январе 1919 года в Доно сформировали первую подпольную группу из 12 человек, который собирались по ночам и готовили планы революционной борьбы. В марте большую часть группы арестовали и под конвоем направили в Нерчинский Завод. Военно-полевой суд за участие в восстании против атамана Семёнова приговорил участников к расстрелу. Чтобы привести приговор в исполнение, заговорщиков отправили в Нерчинск по знаменитому тракту, по которому когда-то вели декабристов.

Несмотря на усиленный конвой, членам группы удалось бежать и уйти в партизаны.

Атаман Семенов. Источник фото:  Яндекс.Картинки
Атаман Семенов. Источник фото: Яндекс.Картинки

Односельчане помогали беглецам, и всё больше донинцев становились на сторону большевиков. Всё в том же 1919 году в Доно сформировали красноармейский отряд, один из первых в Забайкалье.

Сёла, которые находились рядом: Бырка, Шара, Шаракан, - встали на сторону семёновцев, и сторонникам большевиков приходилось выживать среди зверств не только тех, кто был за Семёнова, но и японцев.

«В Доно было немало предателей, на их совести лежат десятки замученных. Я назову нескольких. Самые ярые – купец Михаил Овчинников по прозвищу Змеиная голова и Михаил Перминов по прозвищу Ящерица. Они часто возглавляли карательные отряды семёновцев. В одной из карательных экспедиций за сочувствие большевикам и партизанам были расстреляны Овчинников К.Е., Овчинников О.Ф., Морковцев Е.В., Трифонов М.Е., братья Баскаковы, Горлов П.П. и священник Оленников с сыном. Поликарп Трофимович Полухин не сумел уйти в партизанский отряд по состоянию здоровья. Он скрывался в ближайшем лесу, в землянке. По доносу предателей его выследили. Убить Поликарпа взялись два головореза Веден Баскаков и Порфирий Овчинников. Они перешли на сторону белых и знали всех донинских партизан. Нагрянув к Полухину в его землянку и, убив его, они привезли отрезанную голову, как доказательство своей преданности Семёнову».

Воспоминания М. Чипизубова, опубликованные в 1977 году в материалах «Заре навстречу» в газете «За коммунизм».

Козьму Олейникова и его сына Агафангела семёновцы убили за помощь красным партизанам. Похороненный в церковной ограде Никольской церкви села Доно, отец Козьма почитается христианами Русской православной старообрядческой церкви в лике святых.