Найти тему
68,3K подписчиков

Почему турки не обратили всех покоренных христиан в ислам?

31K прочитали

29 мая 1453 года Константинополь пал. Последний ромейский император Константин Драгаш сложил голову в бою. Не стало Византийской империи, и на ее обломках подняла голову новая - Османская.

Турецкая.

"От него кровопролитиев ждали, а он чижика съел"

Взаимоотношения покоренных христиан с турками-мусульманами - тема чрезвычайно сложная и обширная. Не на статью, даже не на цикл статей, а на целую книгу. Поэтому здесь и сейчас мы коснемся только одного момента...

Почему турки, чье государство имело исключительно религиозную основу (все по Корану, кто против - палач уже заждался), не обратили всех христиан в ислам? Более того - они сохранили Константинопольскую патриархию, сохранили более мелкие церкви и секты православного толка - монофизитов, несториан и т.п. Часть церквей переделали в мечети, но только часть. Отнюдь не все.

Для того, чтобы чего-то добиться в Оттоманской Порте, нужно было быть мусульманином (причем суннитом). При этом если в армии, на флоте, а иногда и в администрации самого султана карьеру часто делали перебежчики из других народов и других религий, то в духовной сфере - ни-ни. Занять любую должность в духовной иерархии мог только урожденный турок.

Но при этом христиан в Порте было не много, а очень много. Потомки старого ромейского населения в Анатолии и окрестностях Константинополя, плюс - население завоеванных в XVI-XVII веках и позднее областей в Юго-Восточной Европе.

29 мая 1453 года Константинополь пал. Последний ромейский император Константин Драгаш сложил голову в бою. Не стало Византийской империи, и на ее обломках подняла голову новая - Османская.
Турецкая.

Собственно, вопрос "что делать с христианами" очень остро встал еще перед покорителем Царьграда - султаном Мехмедом Вторым. После штурма жители Константинополя разбежались, рассосались, укрылись по захоронкам, логично не ожидая для себя ничего хорошего.

Вариантов для них Мехмед II мог предложить, согласно Корану, всего три:

  • обращение в ислам с присвоением всех прав мусульман;
  • полное физическое уничтожение;
  • сохранение права на жизнь и права на собственную веру - с выплатой дополнительного налога, именуемого "карадж".

Налога "на веру".

29 мая 1453 года Константинополь пал. Последний ромейский император Константин Драгаш сложил голову в бою. Не стало Византийской империи, и на ее обломках подняла голову новая - Османская.
Турецкая.-2

Почесав под тюрбаном, Мехмед Второй избрал для народа Константинополя третий вариант. При этом он слегка нарушил нормы шариата, поскольку сохранить жизнь и веру дозволялось только тем побежденным иноверцам, которые не оказывали воинам ислама сопротивления.

А константинопольцы дрались отчаянно, их сломили лишь многократно превосходящей силой. Разницы при этом меж народом и армией делать не полагалось - армия считалась частью народа. Если она дерется - этот конкретный народ подлежит второму варианту.

Но султан, логично рассудив, что в таком случае Константинополь обезлюдеет и править будет некем, немножко поигрался с законами шариата...) В конце концов, он, как султан, есть и духовный глава всех своих подданных - у османов было так.

В дальнейшем все покоренные христианские народы Балкан, Валахии, Трансильвании и прочих территорий входили в сословие-категорию "райя" - выше рабов, но ниже воинского класса "аскери". На райя ложилось основное бремя налогообложения Османской империи. При этом райя не следует отождествлять только с христианами, мусульмане-крестьяне низших рангов тоже были райя.

Но при этом налоговая нагрузка на христиан в Оттоманской Порте была наиболее высокой. Помимо караджа - "налога на веру" они платили еще взносы на содержание своих церквей - церковная христианская община в Османской империи была, по сути, административной единицей по управлению "гетто" иноверцев.

Так, в XV-XVI веке одна только греческая община платила карадж в размере 25 000 цехинов в год. А еще дополнительно по 3 000 цехинов за право погребать мертвых по христианскому обычаю. А еще - дополнительные налоги на церкви, которые епископы и архиепископы "отбивали" дополнительными же "добровольными взносами" со своих прихожан. Патриарх, изначально, по решению самого Мехмеда Второго, лицо абсолютно неприкосновенное, довольно быстро начал делать абсолютно добровольные "подарки" султану и его Дивану - правительству. Обычно в размере от 1 до 6 тысяч цехинов, причем суммы постоянно росли.

А кто платить не хотел, тот долго на патриаршем престоле не засиживался...

29 мая 1453 года Константинополь пал. Последний ромейский император Константин Драгаш сложил голову в бою. Не стало Византийской империи, и на ее обломках подняла голову новая - Османская.
Турецкая.-3

Также христиан, как самую незащищенную категорию, просто и откровенно грабили правительственные чиновники:

«Христиане, находящиеся вдали от Константинополя, – в положении крайне плачевном; потому что кади, беги, спаги, янычары, находясь в той или другой деревне, поступают с ним по произволу; что они имеют – должны скрывать. Но те, которые живут ближе к Константинополю, находятся в положении несколько более сносном, они могут жаловаться и с помощью денег кое-чего достигнуть: каждый из них платит ежегодно свою подать – смотря по состоянию, два, три, четыре талера – и затем никто не смеет его обижать, хотя, разумеется, не обходится без того, чтобы ему не пришлось терпеть то того, то другого.»
(с) Стефан Герлах, европейский путешественник, посещавший Турцию. 1674 год.

Отдельно от денежного существовал "налог людьми" - тот самый "девширме", практика изъятия мальчиков 6-10 лет у народов-иноверцев (преимущественно балканцев, но и кавказцев-христиан тоже) для службы в госаппарате империи. Не обязательно в янычарах, такие порою становились даже великими визирями. После перехода в ислам, конечно же.

При этом собственно мусульмане "девширме" не подлежали, т.к. смысл этого обычая был именно в том, что люди, окружающие султана и составляющие костяк армии - чужие для всех, и для христиан, и для мусульман, и для христиан. Ситуация сложилась уникальная.

Дело в том, что многие христиане, особенно на Балканах, желая снизить непосильное налоговое бремя и спасти детей от девширме, пытались переходить в ислам. А султаны, категорически не заинтересованные в этом, наоборот - запрещали добровольный переход в ислам жителям подконтрольных регионов!

Об этом в начале XVII века писал в Венецию венецианский посланник Тьеполо.

Бывали и обратные ситуации - семьи мусульман из низших сословий (тоже райя) договаривались с соседями-христианами о том, что те выдадут их ребенка за своего, чтобы обеспечить ему достойное будущее. Лучше уж в янычарах, чем всю жизнь на поле радикулит и ревматизм зарабатывать. Обрезание по турецким обычаям делалось не в младенчестве, а довольно поздно, так что до 10-12 лет мальчик-турок ничем не отличался от такого же чернявого серба или грека...

В общем, если подводить итоги, то можно сформулировать так: христиане в Османской империи, особенно в ранней, XVI-XVII века, были, выражаясь политкорректно, одним из основных источников дохода для государственной казны и карманов многочисленных чиновников. Поэтому в сокращении их числа правительство не было заинтересовано, интерес его был совершенно обратным.

Ну а неполиткорректно - вы и без меня скажете...)