- Силовые двухколесные автомобили явно не относятся к числу наиболее известных видов военной техники, но дело в том, что Вооруженные силы всегда были основным потребителем мотоциклов. Применяют и до сих пор используют в основном для разведывательных и соединительных целей. Очень известны немецкие и советские мотоциклы с колясками, а легкое вооружение времен Второй мировой войны часто применялось непосредственно для боевых действий. Сегодня это служебные вездеходные мотоциклы, обычная часть экипировки спецназа или морской пехоты. Этот статья предлагает вам познакомиться с некоторыми важными эпизодами истории военных мотоциклов.
- Мотоциклы для блицкрига
- Под советской звездой
Силовые двухколесные автомобили явно не относятся к числу наиболее известных видов военной техники, но дело в том, что Вооруженные силы всегда были основным потребителем мотоциклов. Применяют и до сих пор используют в основном для разведывательных и соединительных целей. Очень известны немецкие и советские мотоциклы с колясками, а легкое вооружение времен Второй мировой войны часто применялось непосредственно для боевых действий. Сегодня это служебные вездеходные мотоциклы, обычная часть экипировки спецназа или морской пехоты. Этот статья предлагает вам познакомиться с некоторыми важными эпизодами истории военных мотоциклов.
Американский и британский типы
Мотоциклы (как и самолеты) вызвали интерес армий практически сразу после своего создания, а первые из них проникли в оснащение Вооруженных сил еще до начала Первой мировой войны. Этот конфликт тогда логически способствовал массовому поступлению двухколесных транспортных средств на военную службу; например, в 1917 году столкнулись целые трети всех выпускаемых мотоциклов марки Harley-Davidson оснащенность Вооруженных сил США, а в 1918 году она составляла почти половину. Неслучайно, что больше всего мотоциклами интересовались армии тех стран, которые были в начале 20 в. инженерными крупными державами, а именно США и Великобритании. Американцы под командованием генерала Джона Першинга поставили в 1916 году велосипеды, в частности, на преследование мексиканского мятежника Панчо Вильи и на следующий день после подписания перемирия (то есть 12 ноября 1918 года) первым американским солдатом на территории Германии стал капрал Рой Хольц, прибывший на мотоцикле Harley-Davidson. Военные мотоциклы поставляет известная американская фирма < wbr>Indian Среди британских производителей можно упомянуть среди прочих марки Triumph , Royal Enfield , BSA или Clyno . Есть даже велосипеды с боковыми машинами (колясками), на которые можно было бы установить пулеметы. Американцы и англичане, конечно, широко развернули мотоциклы во время Второй мировой войны; среди самых известных принадлежал Harley-Davidson XA 750 , который был разработан для использования в североафриканских пустынях. На военной службе появились даже скутеры типа американского Cushman или британского Excelsior используется в некоторых Воздушно-десантных операциях. О том, какой экспансии подверглись военные мотоциклы, пожалуй, наиболее красноречивы две цифры: в Первую мировую войну в Вооруженных силах США служило примерно 20 000 мотоциклов Harley-Davidson, но во Вторую мировую войну их насчитывалось около 90 000.
Мотоциклы для блицкрига
Почему вообще сделали солдатские мотоциклы такими популярными? Это было в основном связано с их мобильностью, которая позволяет им быстро ездить по дороге и в поле. Мотоциклы также компактны, энергосберегающие и имеют относительно своих габаритов значительную грузоподъемность, они дешевы и легки. Можно также посадить на парашют. Мотоциклы могут быть очень хорошо использованы, например, для разведки, патрулирования, наступательных операций, снабжения, соединения и штабных задач, а также для военной полиции. Все эти характеристики неизбежно обусловили большую популярность мотоциклов в немецкой армии в 30 - е годы. годы, начиная со штурмового стиля Вермахта, такие машины, конечно, совершенны. Немецкие машины с колясками тогда уже стали одним из символов "молниеносной войны"; точка немецкой атаки приходилась на танки, за которыми следовали стремительные колонны солдат на мотоциклах. К числу наиболее известных типов , оснащенных коляской, относились BMW R-75 и Zündapp KS750 ; оба приводились в движение двигателями мощностью около 19 кВт, а на коляске могли устанавливаться 7,92-мм пулеметы (первоначально MG34 , позже MG42 ). Другими значимыми производителями мотоциклов для немецкой армии были марки DKW , или NSU несколько парадоксально, но вермахт управлял и многими машинами марки Triumph , на которые немцы еще до войны купили лицензию. Во время войны в Германии и на оккупированных территориях было произведено якобы 200 000 военных мотоциклов. К довольно специфическому типу мотоциклов можно отнести также и транспортное средство SdKfz 2 Kleines Kettenkrad на самом деле это была небольшая машина, которая двигалась как велосипед (у нее было одно переднее колесо, с рулями измельчителя и задними парами полос). Кроме того, водитель должен привезти двух солдат и использовать для буксировки легкого артиллерийского вооружения, транспортировки припасов и прокладки кабелей полевых телефонов. Двигатель мощностью 27 кВт давал ему скорость до 80 км/ч, но SdKfz 2 оказался слишком дорогим, и поэтому произвели всего несколько сотен штук.
Под советской звездой
Также вооруженные силы Советского Союза проявляли интерес к мотоциклам, но промышленность не смогла выпускать соответственно современные и мощные типы. Это потом отразилось в "Зимней войне" с Финляндией, в которой советская армия была полностью разочарована. Советское командование вдобавок сильно было впечатлено выступлениями немецкой техники в наступлении на Польшу, поэтому было принято решение о копировании немецкого типа. Для него был выбран тип BMW R-71 а через шведских посредников было в 1940 году закуплено пять экземпляров, на базе которых были изготовлены первые опытные образцы мотоцикла. Иосиф Сталин тогда одобрил их серийное производство, которое должно было идти в Москве, Ленинграде и Харькове. Однако в июне 1941 года произошло немецкое вторжение, поэтому недостроенный завод пришлось спешно перебрасывать на восток, а именно в города Ирбит и горький (ныне Нижний Новгород), где впоследствии началось производство техники под названием Урал М-72 Впервые поступили в войска в октябре 1942 года и к концу войны было изготовлено 9799 штук. После войны производство продолжилось и расширилось также на гражданской основе; в 1950 году была изготовлены 30 000 машин , а в 1957 году лицензия была продана китайской народной республике. Китайская копия известна под именем Чанг Хонг и в модернизированном виде до сих пор выпускается. Вторым по величине производителем советских военных мотогонщиков был КМЗ в Киеве, Украина, в котором с 1946 года находились мотоциклы Днепр , которые также были связаны с немецким BMW. Некоторые военные версии Уралы и Днепры должны (а также некоторые из немецких типов) управляться двигателем a is 3×2, поэтому приводится в движение не только заднее колесо мотоцикла, но и колесо коляски, что придает мотоциклам особую четкость в самой жесткой местности. Продукция марок Урал и Днепр в совокупности именуется "казацкими мотоциклами".
Чехословацкие достижения
В стороне от производства военных мотоциклов конечно же не могла остаться даже Чехословакия, которая в свое время была одной из промышленно развитых стран мира (например, уровень моторизации нашей армии в 1938 году был значительно выше, чем у германского вермахта). Основными производителями мотоциклов в Чехословакии (а фактически и во всей Восточно-Центральной Европе) были, конечно же, известные марки Jawa и ČZ , которые впервые в республике выпускали мотоциклы для внутренних вооруженных сил и на экспорт. В частности, это были мотоциклы Jawa 175 , Jawa 250 (модель 1934 года) и ČZ 350 . После Второй мировой войны, затем The Jawa стать монопольным производителем двухколесных автомобилей для Чехословацкой народной армии. Наиболее распространенными изначально были мотоциклы Jawa 350 моделей 12 и 18, но с 1962 года была выпущена очень хорошая модель "350" и 360 , которая затем стала самым широко используемым мотоциклом в январе.
В меньшем количестве обслуживались и некоторые модели "250" (например, 559) и "пятидесятые" Jawa 23 Mustang . Малоизвестным фактом, однако, является то, что рядом эксплуатировался даже любимый скутер Jawa 50 Pioneer ; они использовались в военных средних школах для учебных и парадных целей. Продукция марки Jawa пробилась на вооружение целого ряда иностранных армий, и это не только "социалистические". Наверное, самым большим успехом стал контракт для Швеции, вооруженные силы которой Jawa продавали мотоциклы с 1959 по начало 70 - х гг. Это были типы Jawa 250 модель 553/03 и 579/09 и Jawa 350 модель 554/05 Приобрел общее прозвище "Швед" и от обычных велосипедов отличался главным образом тем, что должен был по бокам складывать лыжи для езды по снегу; кроме того, были также инфракрасные фары и специальное зажигание для арктических условий. Эти специфические особенности оборудования были изготовлены шведской маркой Fleron AB, которая отвечала за сервис .
Уникальное имя Рокон
К числу наиболее интересных конструкций мотоцикла вообще, безусловно, можно отнести американскую машину Rokon , которую иногда называют еще и "мото-трактором". В 1958 году его построил Чарли фен и, начиная с 1964 года, никаких серьезных изменений не производил под названием Rokon Trail-Breaker Основной особенностью Rokon является то, что его алюминиевый двигатель (объем 135 см3, мощность 6 кВт) приводит в движение через вал, конические шестерни и цепи оба колеса; таким образом, это, по существу, мотоцикл с двигателем 2×2. Специальные шины низкого давления с предельно низкой пробой заменяют подвеску; диски колес полые, поэтому они способны удерживать велосипед на поверхности воды, в которой образцы шин "гребут". Альтернативно, полости в приводах также используют для хранения воды или топлива. Рокон едет вверх по склону с наклоном 45 градусов (то есть набирает высоту 100 %) и на дороге достигает скорости 70 км/ч. Неудивительно, что столь исключительное транспортное средство очень скоро попало в "перекрестие прицела" вооруженных сил. Меньшее количество купили американские спецподразделения, которые применяли Рокон во Вьетнаме и Бури в пустыне; кроме того, известно, что они действуют и в британской и бразильской морской пехоте. Недавно они были включены в Арсенал иорданского спецназа, для которого бренд Rokon , в сотрудничестве с иорданской фирмой KADDB разработали новый вариант названия AB23 Desert Ranger . Для иорданцев важна не только возможность ездить по мягкой поверхности, но и возможность транспортировать запас топлива и воды. Мотоциклы AB23 Вероятно, экспортировали и в другие государства Ближнего Востока и Северной Африки. Для Рокона также имеется большая коляска, которую можно использовать для перевозки относительно больших и тяжелых грузов.
Мотоциклы спецназа
В экипировке спецназа передовых государств, но сегодня наиболее широко используются внедорожные мотоциклы категории "эндуро" от таких всемирно известных брендов, как Suzuki, Honda, Kawasaki или Cagiva. Это обычно не модифицированные варианты коммерчески широко доступных мотоциклов, такие как Kawasaki KLR250-D8 из арсенала Корпуса морской пехоты США. Одним из немногих исключений является тип M1030 , который относится к Арсеналу американских войск специального назначения. Конструкция основана на гражданском типе Kawasaki KLR650 но его особенностью является дизельный двигатель, который разработан Университетом Крэнфилда в сотрудничестве с компанией Hayes Diversified Technologies. Фактически это ответ на запрос НАТО от имени одного боевого топлива, таким образом, используя только одно топливо для всех транспортных средств в нормальной эксплуатации на поле боя. Для заправки применяется керосин (kerosene, JP), Дизельный (или "керосиновый") мотоцикл, так что это был просто следующий логический шаг. Двигатель М1030 объем 611 см3 обеспечивает мощность около 22 кВт и благодаря низкому расходу топлива мотоцикл имеет замечательную дальность езды в 650 км, что примерно в два раза больше, чем в оригинальной бензиновой версии. Иногда задаются вопросы, имею ли я к нынешним военным мотоциклам вооружение. В знаменитом боевике Delta Force Чак Норрис ехал на машине, у которой на передней вилке была пара пулеметов и две небольшие ракеты, а под сиденьем-два гранатомета обратной стрельбы. Были даже проведены испытания малолитражной коляски Sidestrider , которую можно подключить к машинам марки Kawasaki и которая может служить носителем различных видов легкой техники.
Трехколесные танки-охотники
В последние годы много говорят о новом российском военном мотоцикле, который следует традициям знаменитого уральского мотороллера . Его выпускает тот же завод в городе Ирбите, который носит название ИМЗ (Ирбитский мотоциклетный завод ). Машина ИМЗ-8.1030 Gear-up представляет собой вездеход с жесткой коляской, которая имеет приводную передачу. Мощность обеспечивается двигателем объемом 745 см3 мощностью 26,5 кВт. В коляске расположена установка для легкого вооружения, которая может представлять собой 7,62-мм пулемет ПКМБ (в коляске можно перевозить три запасных танка после 100 выстрелов) или 30-мм автоматический гранатомет АГС-17 , или даже более современный АГС-30 Наибольшее внимание, однако, привлекла специальная противотанковая версия, получившая название ПТУР ИМЗ- 8.1030 и пусковые установки Вега для противотанковых управляемых ракет ансамбля 9К111-1М "Конкурс-М ". Ракеты имеют полуавтоматическое наведение после обдуманной линии, макс. дальность стрельбы 4000 м и способность пробивать броню толщиной 800 мм. Одна ракета помещается непосредственно в трубу, а другая хранится в коляске. Был также интерес из-за рубежа, в частности из Китая, Вьетнама и стран Ближнего Востока и Латинской Америки. Успешно продается также гражданская версия Ranger 750 купить можно и в Чехии. Другие страны, которые широко используют военные мотоциклы, Иран. Это коммерчески доступное машина, на котором обычно ездят два человека, водитель и стрелок. Помимо обычных пулеметов или винтовок стрелки могут также иметь легкое реактивное вооружение (РПГ РПГ-7 или переносные зенитные ракеты). Во всяком случае, бесспорно, что двухколесные военные машины доказывают свою большую полезность, поскольку характер современных вооруженных конфликтов, безусловно, подходит военным мотоциклам.
Спасибо что дочитали до конца! Понравилась статья? Поставь лайк и подпишись !!! Пишите что вы думаете об этих проектах.