Найти тему
Киноафиша от Эрика

ЧЕЛОВЕК ТЬМЫ (Darkman)

***

США. 1990. 96 минут. Цветной.

Язык оригинала: Английский.

Чёрный комикс по неопубликованному рассказу
Сэма Рэйми.

Сюжет СЭМ РЭЙМИ
Сюжет СЭМ РЭЙМИ

1-й фильм трилогии «Человек Тьмы»: «Человек Тьмы» (1990) — «Человек Тьмы-II: Возвращение Дюрана» (1995, видео) — «Человек Тьмы-III: Умри, Человек Тьмы» (1996, видео).

МОЯ ОЦЕНКА ФИЛЬМА: Потрясающе (7 из 7)

КТО ТАКОЙ ЧЕЛОВЕК ТЬМЫ? Узнайте эти летом.
КТО ТАКОЙ ЧЕЛОВЕК ТЬМЫ — узнайте в этом августе.
Они разрушили всё, что у него было, всё, чем он был. Теперь у преступности новый враг, а у правосудия — новое лицо.
Он скрывается во тьме ночного города.
Он носит созданные им искусственные лица.
А под ними — сожжённая кожа и обугленные мышцы.
Когда-то его звали Пейтон Уэслейк, он был учёным.
Теперь он — Человек Тьмы, он — мститель.

Новое лицо правосудия.

-3

Гениальный ученый Пейтон Уэстлейк работает над созданием искусственной человеческой кожи. Завершить работу ему не удаётся: его девушка, поборница справедливости, «переходит дорогу» финансовому воротиле, а отвечать приходится Пейтону. Но ему ничего не известно об этих делах, и когда в его лабораторию врываются бандиты во главе с мафиозным боссом Дюраном, Уэстлейк не может избежать расправы. И вот лаборатория взорвана, напарник убит, и Пейтон тоже считается погибшим.

-4

На самом деле он, обожжённый и обезображенный, попадает в больницу. Там ему делают операцию, после которой он перестаёт чувствовать боль, но становится эмоционально нестабильным и подверженным вспышкам неконтролируемого гнева, во время которых он также обретает огромную физическую силу. Очнувшись, Пейтон Уэстлейк сбегает из больницы и возвращается на руины своей лаборатории, которую ему удается восстановить. Не смея показаться своей возлюбленной, изуродованный изгой снова принимается за свои опыты с целью заменить свою сожжённую кожу искусственной, чтобы вернуть свою любовь и отомстить негодяям...

-5

Изумительный и стильный чёрный комикс, развивающий традиции легенды о Призраке Оперы и комиксов типа «Болотной Твари». Тот редкий случай, когда, вопреки заблуждениям, сначала появился успешный фильм-комикс, а уже потом на его основе были созданы комиксы и книги.

-6

Заявленный бюджет фильма — $16,000,000.
Кассовые сборы в мировом кинопрокате —
$48,878,502.
Кассовые сборы в кинопрокате США —
$33,878,502.
Кассовые сборы в кинопрокате России —
(в кинопрокат не выходил).

Производство —
«Ренессанс Пикчерс».
Заказчик —
«Юниверсал Пикчерс».
Права —
«Юниверсал Сити Студиос, Инк.».

Съёмочный период:
19 апреля 1989 — август 1989.
Натурные съёмки —
станция метро «Нижняя Бэй» (Торонто, провинция Онтарио, Канада), дом №664 по Аламеда-стрит (Альтадена, штат Калифорния, США) и Лос-Анджелес (штат Калифорния, США).
Мировая премьера:
24 августа 1990 (США и Канада).
Премьера в России:
(в кинопрокат не выходил).

Постановщик трюков —
Крис Дойл.
Трюковой дублёр (Дюран) —
Стив Рэй (без указания в титрах).

Монтажные эпизоды и заглавные титры —
Пабло Ферро.
Воздушные съёмки — студия
«Флайинг Камера Компани, Инк.» и Фрэнк Холгейт.
Разработка и создание биопресса — студия
«Мэджикрафт».

Супервайзер визуальных эффектов —
Том Мерчант.
Специальные визуальные эффекты — студия
«Интровижн Системс Интернэшнл, Инк.»: супервайзер визуальных эффектов — Уильям Меза, продюсер и арт-директор — Тим Донахью.
Макетные визуальные эффекты — студия
«Фор-ворд Продакшнс, Инк.»: супервайзер визуальных эффектов — Роберт Скотак, оператор — Деннис Скотак, продюсер визуальных эффектов — Илэйн Эдфорд, специальные эффекты — Джозеф Вискосил и Эммет Кейн.
Визуальные эффекты Стрэк-Сити — студия
«Мэтт Уорлд» (округ Мэрин, Калифорния): супервайзеры специальных визуальных эффектов — Крэйг Бэррон и Майкл Панграцио.
Оптические эффекты — студия
«Ви-си-и Эффектс» и Питер Кёрэн: мультипликационные эффекты — Кевин Кутчавер и Джемми Фрайди.
Комбинированные съёмки — студии
«Си-эф-ай/И-эф-экс», «Чендлер Груп», «Пасифик Тайтл» и «Синема Рисёрч Корпорейшн».
Компьютерная мультипликация и дисплеи — студия
«Видео Имиджис»: Ронда Ганнер, Ричард Холландер, Грегори Л. Макмёрри и Джон Уош.
Эффекты органики и микроскопа — студия
«Оксфорд Сайентифик Филмз Лимитед».

Механические специальные эффекты — студия
«Спектэкьюлэр Эффектс Анлимитед»: Верн Хайд , Дейл Джонсон и Дэвид Гудман.
Пиротехнические специальные эффекты —
Уильям Харрисон.
Мультипликация сгорающих рук — студия
«Чиодо Бразерс Продакшнс».
Аниматроника —
Рэнди Саймпер.
Гримэффекты —
Тони Гарднер и Ларри Хэмлин.
Главный художник по гриму —
Дебора Ларсен.

Костюмы —
Грания Престон.
Художник —
Рэнди Сер.
Декоратор —
Джули Кэй Фэнтон.
Оператор —
Билл Поуп.
Супервайзеры монтажа —
Бад Смит и Скотт Смит.
Монтажёр —
Дэвид Стайвен.

Композитор —
Дэнни Эльфман.

Дополнительная музыка —
Джонатан Шеффер.

Дирижёр —
Ширли Уокер.
Оркестровщик —
Стив Бартек.
Дополнительные оркестровки —
Ширли Уокер.

«Дай это мне» (Give It To Me): музыка, текст и исполнение — Джуди Валенти.

Продюсер —
Роберт Тейперт.

Сюжет —
Сэм Рэйми.
Сценаристы —
Чак Пфаррер, Сэм Рэйми, Иван Рэйми, Дэниел Гольдин и Джошуа Гольдин (а также Джоэл Коэн и Итан Коэн — без указания в титрах).

Режиссёр —
Сэм Рэйми.

В главных ролях:
Лиам Нисон (Пейтон Уэстлейк / Человек Тьмы) и Фрэнсис Макдорманд (Джули Хастингс).

В ролях:
Колин Фрилз (Луис Стрэк-младший) и Ларри Дрейк (Роберт Джи Дюран).

В фильме также снимались:
Нельсон Масита (Якитито), Джесс Лоуренс Фергюсон (Эдди Блэк), Рафаэль Эйч Робледо (Руди Гусман), Дэнни Хикс (Скип), Дэн Белл (Смайли), Николас Уорт (Поли), Аарон Лустиг (Мартин Кац), Арсенио «Санни» Тринидад (Хун Фат), Саид Фарадж (продавец в мини-маркете), Натан Чун (китайский воин), Джон Лисбон Вуд (работник призовой палатки на ярмарке), Фрэнк Нун (зазывала на ярмарке), Джулиус Харрис (могильщик), Филип Эй Гиллис (священник), Мэгги Мур (медсестра), Карл Бреск (1-й полисмен), Кэрри Холл (кричащая женщина), Энди Бейл (1-й докер), Нил Макдонаф (2-й докер), Кэри Тайлер (6-й докер), Чарльз Даблъю Янг (докер с пулей во лбу).

Озвучание:
Бриджет Хоффман (голос компьютера), Брюс Кэмпбелл (предсмертные крики нескольких персонажей — без указания в титрах).

***

Камео

Младший брат Сэма Рэйми, актёр
Теодор Рэйми — в роли Рика.

-7

Известный рестлер Профессор Тору Танака — в роли 2-го китайского воина.

Камео ПРОФЕССОРА ТОРУ ТАНАКИ (слева)
Камео ПРОФЕССОРА ТОРУ ТАНАКИ (слева)

Известный режиссёр Уильям Дир — в роли водителя лимузина.

Камео УИЛЬЯМА ДИРА (слева)
Камео УИЛЬЯМА ДИРА (слева)

Ответственный за производство фильма Шон Дэниел — в роли 2-го полисмена.

Камео ШОНА ДЭНИЕЛА (слева)
Камео ШОНА ДЭНИЕЛА (слева)

Культовый режиссёр Джон Лэндис — в роли врача в ожоговом отделении.

Первый ассистент режиссёра фильма на пересъёмках Джон Кэмерон — в роли бармена.

Вертолётчик
Крэйг Хоскинг — в роли пилота вертолёта Дюрана.

-12

Вертолётчик Карл Уикман — в роли полицейского-вертолётчика.

-13

Вертолётчик Клифф Флеминг — в роли полицейского-вертолётчика.

-14

Известный продюсер Стюарт Корнфельд — в роли 3-го докера.
Культовый режиссёр и продюсер
Уильям Лустиг — в роли 4-го докера.
Режиссёр, сценарист и продюсер
Скотт Шпигель — в роли 5-го докера.

-15

Культовый актёр и друг Сэма Рэйми Брюс Кэмпбелл — в роли Человека Тьмы в финале (в титрах роль указана как «финальный шемп»).

-16

Культовая актриса Дженни Эгаттер — в роли начальницы ожогового отделения (без указания в титрах).

-17

Старший брат Сэма Рэйми, сосценарист фильма Иван Рэйми — в роли врача в ожоговом отделении (без указания в титрах).

Камео ИВАНА РЭЙМИ (в центре)
Камео ИВАНА РЭЙМИ (в центре)

Дизайнер гримэффектов фильма Тони Гарднер — в ролях санитара в ожоговом отделении и человека-ящерицы на ярмарке (без указания в титрах).

-19

Постановщик трюков фильма Крис Дойл — в роли бандита на стройплощадке (без указания в титрах).

-20

Друг Сэма Рэйми, культовый режиссёр, сценарист и продюсер Джоэл Коэн — в роли водителя «Олдсмобила» (без указания в титрах.

-21

Друг Сэма Рэйми, культовый режиссёр, сценарист и продюсер Итан Коэн — в роли пассажира «Олдсмобила» (без указания в титрах).

-22

***

Посвящение

Фильм посвящён памяти
Дейла Джонсона — ассистента по специальным эффектам предыдущего фильма Сэма Рэйми «Зловещие мертвецы-II» (1987).

-23

***

Награды

2 премии на Каталонском МКФ в Ситжесе (Испания): режиссёр (
Сэм Рэйми — пополам с Джоном Макнотоном за фильм «Генри: Портрет серийного убийцы» ) и специальные эффекты.

***

Номинации

5 номинаций на премию
«Сатурн» (США): фильм в жанре хоррор (уступил фильму Фрэнка Маршалла «Арахнофобия»), режиссёр (Сэм Рэйми — уступил Джеймсу Кэмерону за фильм «Бездна»), актёр (Лиам Нисон — уступил Джеффу Дэниелсу за фильм «Арахнофобия»), актёр второго плана (Ларри Дрейк — уступил Томасу Ф. Уилсону за фильм «Назад в будущее, часть III») и грим (Тони Гарднер и Ларри Хэмлин — уступили Джону Кальоне-младшему, Дагу Дрекслеру и Чери Миннс за фильм «Дик Трейси»).

***

Интересные факты

Изначально режиссёр
Сэм Рэйми хотел экранизировать какой-нибудь из своих любимых комиксов — либо «Тень» Уолтера Би Гибсона, либо «Бэтмена» Боба Кейна, — но ему не удалось получить права на них. Тогда Сэм Рэйми решил придумать своего собственного супергероя, похожего на брутальных, мрачных и немногословных героев этих комиксов.

В основу сюжета Сэм Рэйми положил свой неопубликованный рассказ, который был данью уважения классическим хоррорам студии
«Юниверсал» 1930-х годов.

Сюжет СЭМ РЭЙМИ
Сюжет СЭМ РЭЙМИ

Сэм Рэйми ставил перед собой творческую задачу создать идеальный комикс: «максимально динамичный и сокрушительный».

Процесс написания сценария оказался изнурительным и многоступенчатым, с привлечением новых авторов. Причина была в том, что Сэм Райми хотел глубже раскрыть по ходу фильма превращение учёного Пейтона в Человека Тьмы. Режиссёр сказал об этом буквально следующее:

Я решил исследовать душу человека. В начале это симпатичный, искренний и наивный человек. В середине — мститель, совершающий ужасные деяния против своих врагов. И в конце — человек, полный ненависти к себе за то, чем он стал, и вынужденный раствориться в ночи, уйти в мир, далёкий от всех, кого он знает, и от всего, что он любит.

Придумав сюжет, Сэм Рэйми пригласил сценариста Чака Пфаррера, который написал первый черновой сценарий будущего фильма. Затем Сэм Рэйми пригласил к сотрудничеству своего старшего брата Ивана Рэйми, с которым они вместе написали ещё три варианта чернового сценария. При этом Иван Рэйми, дипломированный врач-остеопат, следил за тем, чтобы медицинские аспекты и научные элементы в сценарии выглядели правдоподобно.

Затем студия
«Юниверсал Пикчерс» привлекла к работе над сценарием братьев Дэниела и Джошуа Гольдинов. Они существенно переработали сценарий, добавив новых персонажей, новые диалоги и новые сюжетные ходы. Впоследствии Дэниел Гольдин рассказал о работе над фильмом буквально следующее:

Нам были предоставлены различные черновые варианты сценария и множество мелких сюжетных зарисовок. Всё это представляло собой просто сюжетный материал: сюжеты в них развивались сразу в нескольких направлениях... Мы потратили много времени, просто разговаривая и собирая воедино сюжетные линии в поисках способа оживить эту историю. Думаю, в основном мы обсуждали основные детали истории.

После работы братьев Гольдинов студия всё ещё не была удовлетворена полученным материалом, так что за работу снова пришлось взяться Сэму и Ивану Рэйми.

В общей сложности, прежде чем наконец-то пойти в работу, сценарий переписывался 12 раз!

Окончательный сценарий стал компиляцией трёх или четырёх черновых вариантов. Получившийся сценарий требовалось отполировать, чтобы убрать «швы», и Сэм Рэйми попросил это сделать своих близких друзей — культовых режиссёров и сценаристов, братьев
Джоэла и Итана Коэнов, которые согласились помочь по-дружески. В благодарность Рэйми дал им исполнить в картине небольшое камео. Поскольку вся эта работа была выполнена бесплатно, ни то, ни другое участие Коэнов в титрах не упомянуто.

Сценаристы ЧАК ПФАРРЕР, СЭМ РЭЙМИ, ИВАН РЭЙМИ, ДЭНИЕЛ ГОЛЬДИН и ДЖОШУА ГОЛЬДИН
Сценаристы ЧАК ПФАРРЕР, СЭМ РЭЙМИ, ИВАН РЭЙМИ, ДЭНИЕЛ ГОЛЬДИН и ДЖОШУА ГОЛЬДИН

Работая на фильмом, Сэм Рэйми, по его собственным словам, сознательно смягчил свою манеру режиссуры, стремясь «залезть в головы персонажей и следовать за ними как за реальными людьми в чрезвычайных обстоятельствах».

Сэм Рэйми хотел снять в роли Человека Тьмы актёра, который смог бы сыграть настоящего монстра с душой человека, и при этом суметь раскрыть душу героя через сложный многослойный пластический грим.

Сэм Рэйми собирался снимать в заглавной роли своего давнего друга, звезду
«Зловещих мертвецов» Брюса Кэмпбелла. Однако продюсеры студии «Юниверсал» отклонили кандидатуру Кэмпбелла, сочтя его недостаточно подходящим на эту роль, и в результате был утверждён Лиам Нисон. Чтобы хоть как-то компенсировать другу этот отказ, Сэм Рэйми дал ему сыграть камео в финале, а также попросил озвучить предсмертные крики некоторых персонажей. Впрочем, впоследствии Брюс Кэмпбелл утверждал, что никогда не был в числе претендентов на роль Человека Тьмы — ни в оригинальном фильме, ни в сиквелах.

-26

До того как роль Человека Тьмы получил Лиам Нисон, на роль был почти утверждён Билл Пэкстон. Будучи в дружеских отношениях с Нисоном, Пэкстон рассказал ему о своих пробах, и в результате Лиам тоже заинтересовался этим проектом. Продюсеры предпочли на тот момент уже более звёздного Лиама Нисона, и Билл Пэкстон был настолько зол, что несколько месяцев не разговаривал с ним.

В качестве кандидата на роль Человека Тьмы также рассматривался
Гэри Олдман.

Сэма Рэйми привлекла «гэрикуперская» харизма Лиама Нисона, а Нисона в образе Человека Тьмы привлекли экзотическая сюжетная основа, достойная трагической оперы, и внутренний душевный и психический разлад героя.

-27

Чтобы подготовиться к роли, Лиам Нисон специально связался с Обществом Феникса — некоммерческой организацией, которая оказывает разнообразную помощь людям, обезображенным ожогами.

Лиаму Нисону пришлось сниматься по восемнадцать часов в день в сложном пластическом гриме. Но актёру очень понравился этот опыт, так как он расценил все связанные с этим сложности как достойный вызов его актёрскому таланту.

-28

Также Лиаму Нисону очень понравилось играть на камеру с лицом, закрытым бинтами, и исследовать открывшиеся в связи с этим возможности. Актёр с огромным воодушевлением отнёсся к задаче создать яркий и интересный образ, используя только голос и пластику, без мимики, которой он в больше части эпизодов был лишён.

-29

Стремясь усилить внешний эффект от облика своего героя, Лиам Нисон внес существенный вклад в костюм Человека Тьмы — особенно это касается плаща.

-30

Самой большой технической сложностью для Лиама Нисона оказалась необходимость говорить с наклеенными на губы фальшивыми зубами.

-31

Роль Человека Тьмы стала для Лиама Нисона первым опытом участия в главной роли в жанре экшн — хотя в статусе звезды боевиков актёр утвердился лишь много лет спустя, с выходом фильма Пьера Мореля «Похищенная» («Заложница») (2008), который повернул карьеру актёра в неожиданное новое русло.

-32

Лиам Нисон и актриса Фрэнсис Макдорманд, утверждённая на роль Джули Хастингс, много и интенсивно репетировали вместе, стремясь лучше проработать характеры и отношения своих героев. Они даже сами переписали три любовные сцены, добавив в них свои собственные знания и увлечения.

-33

Изначально на роль Джули была почти утверждена Джулия Робертс, но она предпочла роль в ромкоме «Красотка» (1990).

Кроме того, на роль Джули пробовалась
Бриджет Фонда.

В качестве претендентки на роль Джули также рассматривалась
Деми Мур.

У Сэма Рэйми постоянно возникали творческие разногласия с актрисой Фрэнсис Макдорманд. Несмотря на то, что они давно дружили, работать с актрисой для режиссёра оказалось очень непросто. Сэм Рэйми сказал об этом буквально следующее:

Видимо, я знал Фрэн не так хорошо, как думал... Причина трудностей заключалась в том, что наши представления о том, как снять идеальный фильм, сильно отличались, и мы постоянно спорили, пытаясь сделать как можно лучше. У нас действительно были разногласия, но это были вполне здоровые разногласия.
-34

Однако, несмотря на все споры и разногласия, у Фрэнсис Макдорманд о съёмках остались самые приятные воспоминания, и они с мужем, режиссёром Джоэлом Коэном, по-прежнему дружат с Сэмом Рэйми.

Ларри Дрейк получил роль Дюрана, потому что на пробах Сэму Рэйми очень понравилось то, что актёр представил неожиданно приниженный образ мафиозного босса — тихий, осторожный человек, но со зловещей внутренней силой. Рэйми не видел ни одного эпизода телесериала «Закон Лос-Анджелеса» (1986–94), где Дрейк играл умственно отсталого Бенни, но его лицо напомнило ему современную версию звезды нуара Эдварда Джи Робинсона. Он выглядел злобным и властным, но при этом был учтив и остроумен. Рэйми счёл, что эти качества сделали его идеальным противником Человека Тьмы.

Да, я Роберт Джи Дюран.
Да, я Роберт Джи Дюран.

Роль Луиса Стрэка предлагали Ричарду Дрейфуссу и Джеймсу Каану, но обе звезды отклонили предложение.

Во время съёмок финальной схватки произошёл несчастный случай:
Колин Фрилз (Луис Стрэк-младший) оступился, рухнул с трёхэтажной декорации из стальных балок и сломал бедро.

-36

На роль начальницы ожогового отделения изначально была утверждена Кэти Бейтс, но незадолго до съёмок она выбыла из проекта ради съёмок в триллере Роба Райнера «Мизери» (1990), роль в котором принесла ей премию «Оскар». Тогда друг Сэма Рэйми режиссёр Джон Лэндис, снимавшийся в роли врача в ожоговом отделении, попросил сыграть эту роль актрису Дженни Эгаттер, которая снималась у него в культовом хорроре «Американский оборотень в Лондоне» (1981).

-37

Массовочная роль 2-го докера стала кинодебютом впоследствии успешного актёра Нила Макдонафа.

Сложнейшие пластические гримэффекты для фильма разработал на тот момент уже известный и успешный мастер гримэффектов и аниматронных эффектов, дизайнер креатур и кукловод
Тони Гарднер, ранее работавший в группах легендарных Рика Бейкера и Грега Кэннома, а потом ставший самостоятельным мастером и работающий на этой стезе по сей день.

-38

Пластический грим Человека Тьмы состоял из десяти отдельных накладок.

-39

Процесс монтажа картины также оказался сложным и изнуряющим — причём настолько, что монтажёр Дэвид Стайвен получил нервный срыв и покинул проект. Заканчивать монтаж фильма пришлось его помощникам Баду и Скотту Смитам, которые указаны в титрах как супервайзеры монтажа.

Супервайзеры монтажа БАД СМИТ и СКОТТ СМИТ
Супервайзеры монтажа БАД СМИТ и СКОТТ СМИТ

Композитору Дэнни Эльфману очень понравилось работать с Сэмом Рэйми. О работе над фильмом «Человек Тьмы» Эльфман сказал буквально следующее:

У Сэма чудесный визуальный стиль, который сам легко ложится на музыку. У меня не было причин сдерживать свои творческие порывы.

Впоследствии Сэм Рэйми сотрудничал с Дэнни Эльфманом ещё на нескольких проектах: Эльфман написал музыку к его фильмам «Простой план» (1998) и «Человек-паук» (2002), а также знаменитый «Марш мертвецов» для комедии ужасов «Армия Тьмы» (1992). Однако при начале работы над экшн-комиксом «Человек-паук-2» (2002) у композитора и режиссёра возникли творческие разногласия, и их пути надолго разошлись. Тем не менее, спустя почти 10 лет они снова успешно поработали вместе: Дэнни Эльфман написал музыку для фильма-сказки Сэма Рэйми «Оз: Великий и Ужасный» (2013).

К моменту первых предварительных показов фильма музыка Дэнни Эльфмана была ещё не готова, и картина демонстрировалась с другой музыкой, которая была подобрана и наложена на скорую руку. Эти прошли очень плохо — зрители смеялись не в тех местах, а после просмотра выражали недовольство отсутствием хэппи-энда. Продюсеры студии «Юниверсал» заявили Сэму Рэйми, что музыкальное сопровождение в фильме было одним из худших за всю историю студии и что некоторые из зрителей оценили картину как худший фильм, который они когда-либо видели. Однако затем были устроены ещё два предварительных показа — на сей раз с музыкой Дэнни Эльфмана — и эти показы уже прошли хорошо.

Композитор ДЭННИ ЭЛЬФМАН
Композитор ДЭННИ ЭЛЬФМАН

Фильм стал первым крупнобюджетным голливудским кинопроектом режиссёра Сэма Рэйми, до того снимавшего малобюджетные фильмы на независимых студиях. Впоследствии Рэйми признался, что в большом студийном кино ему было далеко не так комфортно, как в независимом.

Продюсер фильма
Роберт Тейперт впоследствии вспоминал:

Опыт работы над «Человеком Тьмы» был очень сложным для нас с Сэмом; это не та картина, которую мы хотели сделать, исходя из отснятых нами кадров и всего остального. Студия нервничала из-за некоторых диких штучек в ней, и заставила нас удалить их, что было досадно.

Несмотря на все разногласия, Сэму Рэйми понравилась маркетинговая кампания, которую придумала студия «Юниверсал», заранее выпустив два постера с огромными надписями: «Кто такой Человек Тьмы? Узнайте этим летом» и «Кто такой Человек Тьмы — узнайте в этом августе» . Режиссёр публично признал, что «именно маркетингу фильм обязан своим кассовым успехом».

Также в рамках маркетинговой компании фильма студия «Юниверсал» пожертвовала 5000 долларов средней школе Стрэка (Стрэк-Миддл-Скул) в Кляйне (штат Техас) — за то, что название школы совпадало с фамилией главного злодея в картине и, таким образом, способствовало пиар-компании фильма.

В 1991 году компанией
«Оушен Софтвор» была разработана и выпущена компьютерная игра «Человек Тьмы», свободно основанная на фильме.

После успеха фильма Сэм Рэйми пытался запустить телесериал «Человек Тьмы» . В 1992 году был отснят 25-минутный «пилот» в постановке режиссёра-клипмейкера Брайана Гранта с участием Кристофера Бауэна в роли Человека Тьмы и того же Ларри Дрейка в роли Роберта Дюрана. Однако это оказался тот самый «пилот», из которого, как говорила незабвенная Мия Уоллэс, ничего не вышло: «пилот» не заинтересовал телекомпании, и проект сериала так и не был реализован.

Тем не менее, на волне успеха выпущенных по фильму комиксов спустя пять лет после премьеры картины были созданы два прямых сиквела в постановке телевизионного режиссёра Брэдфорда Мэя: «Человек Тьмы-II: Возвращение Дюрана» (1995) и «Человек Тьмы-III: Умри, Человек Тьмы» (1996). В продолжении Ларри Дрейк вновь появился в роли Роберта Дюрана, а в роли Человека Тьмы Лиама Нисона заменил актёр Арнольд Вослу, впоследствии прославившийся ролью колдуна-жреца Имхотепа в комедиях ужасов «Мумия» (1999) и «Мумия возвращается» (2001). К сожалению, оба сиквела представляют собой заурядные боевики класса Б, выпущенные сразу на видео.

«Человек Тьмы» представляет собой уникальный случай в супергеройском кино, когда имя заглавного героя за весь фильм звучит только один раз — и это последнее слово в картине, звучащее в самом финале!

Человек Тьмы.
Человек Тьмы.

***

Интересные изменения и сокращения

На протяжении всех съёмок
Сэму Рэйми приходилось вести настоящие баталии с боссами студии «Юниверсал Пикчерс», которые сильно нервничали из-за наличия в фильме, по их мнению, слишком жестоких и мрачных моментов и настаивали на том, чтобы удалить их.

Так, например, в фильме остаётся неясной судьба одного из головорезов Дюрана — Скипа, парня с автоматом в деревянной ноге: после схватки у китайского ресторана он больше не появляется.

-45

Это потому, что отснятый эпизод, в котором Человек Тьмы забивал Скипа до смерти его собственным протезом, боссы студии сочли слишком жестоким и потребовали удалить.

Кроме того, по настоянию студии был удалён отснятый эпизод, в котором Луис Страк у себя дома выходил из ванной в одном банном полотенце, брал в руки шкатулку, полную золотых монет, рассыпал монеты по своей постели, а затем сбрасывал полотенце, прыгал на кровать и голый корчился в экстазе на золоте.

***

Интересные цитаты, реминисценции и совпадения

В качестве источников вдохновения для создания образа Человека Тьмы сценарист и режиссёр
Сэм Рэйми называл Призрака Оперы, горбуна из Нотр-Дама и Человека-слона.

Также вдохновением для создания образа Человека Тьмы послужил Бэтмен, комиксы о котором изначально хотел экранизировать Сэм Рэйми. Интересно, что два актёра, исполнившие в фильме роли героя и злодея, впоследствии приняли участии во франшизе
«Бэтмен»: Лиам Нисон (Пейтон Уэстлейк / Человек Тьмы) снялся в роли Анри Дюкара / Ра'са аль-Гула в фильме Кристофера Нолана «Бэтмен: Начало» (2005), а Ларри Дрейк (Роберт Джи Дюран) озвучил роль Джексона Чаппелла, личного помощника злодея Бейна, в 9 серии I сезона мультсериала «Бэтмен будущего» (1999–2001).

В эпизоде на кладбище на ближайшем надгробии можно прочитать имя сет-дизайнера фильма
Джорджа Сухайды.

-46

Когда Человек Тьмы подкатывает тележку с оборудованием ко входу на закрытую территорию, где он строит свою новую лабораторию, на заборе справа от калитки висит обрывок футболки с надписью «Тамаква» — это название летнего лагеря, в который Сэм Рэйми ездил в детстве.

-47

Кадр, в котором мы Человек Тьмы сидит на крыше между двумя гаргульями — это отсылка к классической немой хоррор-драме Уоллэса Уорсли «Горбун собора Парижской богоматери» (1923).

-48

Облик лаборатории Человека Тьмы создавался как дань уважения классическим хоррорам Джеймса Уэйла «Франкенштейн» (1931) и «Невеста Франкенштейна» (1935).

Реплика Человека Тьмы: «Они отняли мои руки!» — это отсылка к фильму Сэма Рэйми «Зловещие мертвецы-II», так как это перифраз знаменитой реплики главного героя Эша: «Верните мне мою руку!».

Они отняли... Отняли мои руки.
Они отняли... Отняли мои руки.

Рамка с наградами и знаками отличия в особняке Роберта Дюрана показывает, что он — ветеран знаменитой 101-й воздушно-десантной дивизии армии США.

-51

Это объясняет его умение обращаться с гранатомётом.

-52

***

Реминисценции к Призраку Оперы

Фильм содержит целый ряд реминисценций к франшизе
«Призрак Оперы».

Некоторые моменты фильма воспроизводят классические сюжетные ходы, характерные для всей франшизы
«Призрак Оперы»: изуродованный изгой прячется в тайном логове, где проводит время, сидя за клавиатурой. Только вместо подземелья у него взорванная лаборатория, а вместо органа — компьютер.

Сюжет, в котором добрый и милый человек, изуродованный в результате воздействия кислоты и огня, превращается в полубезумца, жестоко расправляющегося с врагами, восходит к классическому голливудскому кинофильму Артура Любина «Призрак Оперы» (1943), его «хаммеровской версии», фильму Теренса Фишера «Призрак Оперы» (1962), и их странному ремейку, телефильму Роберта Марковица «Призрак Оперы» (1983).

Ещё одна отсылка к телефильму Роберта Марковица «Призрак Оперы» (1983) — это то, что герой прячет обезображенное лицо под маской, воспроизводящей черты его собственного лица.

Внешний облик Человека Тьмы — тёмные одежды, включающие плащ и шляпу, и лицо, закрытое бинтами, — больше всего напоминает образ Призрака, созданный легендарным Робертом Энглундом в знаменитом фильме Дуайта Эйч Литтла «Призрак Оперы» (1989), который вышел годом ранее.

Кроме того, предфинальный кадр, когда Человек Тьмы говорит: «Пейтона больше нет», — в зеркальном отражении воспроизводит знаменитый промо-кадр этой хоррор-киноверсии классического сюжета.

***

-60