Слово – это не только набор звуков. Это своеобразный якорь в нашем сознании, спусковой крючок, при «нажатии» которого включаются определенные образы. У разных людей они могут немного различаться, но какая-то общая основа все равно будет.
Скажите, как реагирует ваше сознание на слова «фашизм, фашист», какие образы рисует? Наверняка у многих возникнет фигура немецкого солдата времен Великой отечественной, характерная каска, шмайсер в руках с закатанными по локоть рукавами… Свастика возникнет, возможно, Гитлер, зигующая рука… Мало кто при этом понимает, что символы эти достаточно вторичны для сути фашизма.
В нашей стране слово «фашист» приобрело значение ругательства. Разумеется, справедливо, что оно несет в себе негативную эмоциональную окраску, но есть другая сторона медали. Слово частично утратило семантическую наполненность. Так, называя кого-либо бараном (автор решительно не одобряет подобную грубость), мы ведь вовсе не имеем в виду наличие у оппонента четырех копыт, рогов и каракулевой шерсти. Мы просто намекаем на его не слишком высокий интеллектуальный уровень. Вот и с фашизмом, увы, произошло нечто подобное… Вообще мало кто способен ясно сформулировать, что же это такое.
Безусловно, этому способствует и отсутствие четкого общепринятого в мире определения термина «фашизм». Чаще всего его описывают через характерные признаки. Разные теоретики приводят разное количество этих признаков, но в целом так или иначе все сводится к одному комплекту. Попробую привести основные.
Начать, пожалуй, следует с трех китов, трех анти-, обозначенных еще Эрнстом Нольте.
· Антимарксизм;
· Антилиберализм;
· Антиконсерватизм.
Добавим сюда
· Милитаризм;
· Этатизм (политика активного вмешательства государства во все сферы общественной и частной жизни);
· Элитаризм;
· Вождизм.
А увенчал этот список я бы поощрением государства разделения общества на неравноценные группы. Арии и унтерменши, по какому бы признаку не проходило разделение. Вовсе не обязательно национальному. Те, кто с нами – лучше, кто не с нами – хуже.
Вот примерно так. Конечно, можно добавлять еще пункты, но они уже будут, на мой взгляд, второстепенными, вытекающими из названных.
Теперь скажите, возникает ли в вашем сознании при слове «фашизм» цельный образ из вышеописанного? Ой, едва ли… В лучшем случае обрывки из пары-тройки пунктов.
Переходим к самому интересному. Весь мир, и Россия в том числе декларирует борьбу с фашизмом. Об этом громко говорят с трибун. Принимают резолюции. Вписывают в государственные и надгосударственные правовые акты. Отлично, не правда ли?
Только… Давайте посмотрим, с чем именно идет борьба. Со свастикой и речевками. С флагами и песнями. То есть, с символами, с символами, с символами… Не с сутью, ни в коем случае не с сутью! Не борьба с фашизмом, а борьба со словом "фашизм".
Покажите мне законы, направленные на борьбу с антимарксизмом! С милитаризмом, этатизмом, вождизмом… Наши, российские, если можно. Не покажете. Зато можно найти совсем другие законы, совсем другие действия властей.
Фашизм может прийти под любым флагом. Я не помню, кто это сказал. Очевидность факта от авторства не зависит.