Найти тему
Шахтёр

Рабочий перечислил в фонд Мира свою премию и избежал наказания.

Данная история записана мною четверть века назад со слов жены. Рукописный черновик чудом сохранился в старых бумагах. Сделал небольшие редакционные правки. Публикуется впервые.
Тот самый черновик, которому уже четверть века.
Тот самый черновик, которому уже четверть века.

Давно это было, ещё был жив СССР. И случился этот презабавный случай на одном из предприятий крупного промышленного города. Где именно – не имеет большого значения, так как в силу закоренелых русских «традиций» он мог произойти на любом другом предприятии страны.

А случилось следующее. Трое мужиков во время рабочей смены сообразили «на троих». Видать, хорошо сообразили. Хлопнули бы грамм по 100-150, никто ничего и не заметил бы, если только специально обнюхивать их не стали. А тут глядь – у мужиков ноги спотыкаются, глаза весёленькие, язык заплетается. Ага, пьяненькие, значит. Но руки (как ни странно) исправно делают своё дело! Однако начальнику на это наплевать. Он радостно ручками потирает: «А ну-ка лишить их премии!». Как-никак экономия финансов предприятия. А за экономию ему премия полагается. И чем больше наэкономит, тем больше ему в карман отстегнётся.

Сказано – сделано. Оперативно подготовил приказ о лишении премии, заодно отпуска всем троим на «солнечный» декабрь перенести, очередь на квартиру первыми сзади сделал и т.д. Ещё и «две горбатых» в трудовую пообещал влепить. В общем, перспектива нарисовалась весьма грустная, мужики приуныли.

Наутро, когда хмельной угар выветрился и вернулось трезвое сознание, один дружок воспрял духом – то ли ему ночью мысль умная приснилась, то ли запасной вариант был придуман заранее, то ли грамотная жена подсказала идею – не суть важно. Мужик умылся-побрился, оделся с иголочки, галстук повязал, чиркнул записочку, аккуратно сложил её и в карман сунул. И бегом на работу – прямиком в партком! На стол секретаря партийного комитета положил свою «челобитную». Прочитал секретарь бумагу, брови от удивления на лоб задрал, встал и от имени КПСС, советского народа и всего мирового пролетариата горячо пожал руку ответственному гражданину. В бумаге было сказано: «Прошу мою премию за текущий месяц перечислить в международный фонд Мира. Число, подпись». Во как!

Секретарь убрал лист бумаги с заявлением в папку, папку спрятал в сейф и немедленно позвонил в райком партии. Оттуда рапортовали в горком, далее – в обком. Сие известие вряд ли дошло до Генерального Секретаря ЦК КПСС, но шума на местном уровне было много.

Звонит партработник начальнику цеха:

– Таким работником надо гордиться! В фонд Мира свою премию жертвует...

Для ясности надо отметить, что действие происходило на передовом участке и премия в денежном выражении исчислялась солидной суммой. Между тем, начальник отвечает партийному работнику:

– Какая премия?! Да он её лишился за пьянку на рабочем месте! Приказ о лишении уже подписан и в ход пошёл.

Партсекретарь соображал не долго, смекнул что к чему да как рявкнет в телефонную трубку на начальника:

– Да ты что, пособник империализма, не понимаешь важности ситуации? Тебе лекцию прочитать про международную обстановку? Рабочий класс добровольно всей душой болеет за мировой пролетариат, а начальник цеха преследует его за благое дело, палки в колёса втыкает. Немедленно отозвать и уничтожить приказ! Иначе сам премии лишишься, заодно и с должностью распрощаешься.

С испариной на лбу начальник уже не перечил партийному боссу, а лишь тихо сопел в трубку и периодически поддакивал. Поставленная задача ясна, деваться некуда – надо выполнять. Приказ был ликвидирован, рабочему вернули премию, восстановили отпуск в летний период, продвинули в очереди на квартиру. Поздравлять находчивого мужика на сменном собрании приезжали партийные лидеры от райкома до обкома. Грамоту вручили, руку пожали, в пример другим поставили. А начальнику за проявленную несознательность сурово пальцем погрозили.

Фото: Александр Наумов. Снимок никакого отношения не имеет к истории, а лишь косвенно иллюстрирует публикацию.
Фото: Александр Наумов. Снимок никакого отношения не имеет к истории, а лишь косвенно иллюстрирует публикацию.

По окончании месяца премия мужика была перечислена в фонд Мира, его портрет появился на Доске Почёта. За трудовые заслуги впоследствии продвинулся по служебной лестнице. А та злополучная пьянка на рабочем месте – бес попутал. Но с тех пор дружбу с Зелёным Змием не водил, одного урока хватило на всю жизнь.

P.S.

В нашем разговоре «две горбатых» именовалась статья 33 КЗоТ.

-4