Найти тему
Коллекцiонеръ Клуб

РОССИЙСКИЙ РЫНОК ИСКУССТВА ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ

Кризис, связанный с пандемией коронавируса, затронул все сферы экономики, но особенно больно ударил по рынку искусства, лишив участников арт-индустрии наработанной аудитории. Эксперты сравнивают последствия нынешнего кризиса с 2008-м годом, когда арт-рынок обрушился почти на 80%.

Еще до введения жестких карантинных мер музеи и галереи закрылись, аукционы были перенесены, продажи сократились до минимума. Это общемировая тенденция. Газета The Art Newspaper опросила более двухсот владельцев галерей и арт-дилеров со всего мира и сделала заключение, что арт-рынок упадет в среднем на 72%. При этом треть респондентов считает, что им придется закрыть бизнес.

В исследовании не участвовали российские специалисты, хотя их прогнозы еще менее утешительны. Чтобы как-то исправить ситуацию, российский галерист Егор Альтман обратился за помощью к государству, направив Председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину официальное письмо, в котором выражал просьбу поддержать арт-бизнес грантами, отсрочкой уплаты единого социального налога, снижением арендных платежей и другими мерами. Письмо подписали шестнадцать владельцев галерей, но Правительство не предоставило арт-бизнесу никаких послаблений, так как искусство относится к предметам роскоши. В то же время в Германии на поддержку культурной индустрии было выделено 50 млрд евро.

ОКАЗАВШИСЬ ВО ВРЕМЕННОЙ ИЗОЛЯЦИИ, МУЗЕИ И ГАЛЕРЕИ СТАЛИ НАМНОГО АКТИВНЕЕ РАЗВИВАТЬ ЦИФРОВЫЕ КАНАЛЫ КОММУНИКАЦИИ — С МОБИЛЬНЫМИ ГИДАМИ И ТУРАМИ ПО ВЫСТАВКАМ, ПОДБОРКАМИ АРХИВОВ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПРОЕКТАМИ И ЗАПУСКОМ СОБСТВЕННЫХ ПОДКАСТОВ.

Например, Третьяковская галерея инициировала проект #ТретьяковкаДома, в рамках которого проводила виртуальные экскурсии по постоянной экспозиции и временным выставкам в аудио-и видео-форматах, устраивала кинопоказы и концерты. Фильмы "Третьяковка со Шнуром" и "Третьяковка с Хабенским", подготовленные совместно с онлайн-кинотеатром Okko и Сбребанком, набрали почти миллион просмотров и помогли завоевать новую аудиторию. Было выпущено множество статей о художниках галереи, сотрудники музея читали онлайн-лекции. Взаимодействие с ценителями искусства осуществлялось на странице в Instagram и на YouTube-канале, где зрители могли высказывать мнения и пожелания.

Фото: Государственная Третьяковская галерея
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Санкт-Петербургский "Манеж" открыл бесплатные онлайн-туры по выставке "Дейнека/Самохвалов" в формате Zoom-конференций. Сотрудники музея проводили всех желающих по 3D-модели экспозиции, рассказывали о ключевых произведениях выставки и отвечали на вопросы. Всё, что требовалось — установить приложение Zoom и предварительно зарегистрироваться. За час до начала тура на адрес электронной почты высылалась ссылка для участия в онлайн-туре.

Московский музей современного искусства открыл многие программы "Лектория ММОМА" для бесплатного ознакомления. Работники музея проводили онлайн-марафоны в социальных сетях и давали онлайн-уроки для детей. Кроме площадок Zoom и webinar.ru были задействованы сервисы Яндекс.Музыка, Яндекс.Коллекции, Яндекс.Дзен и другие платформы.

НО ВИРТУАЛЬНЫЕ ТУРЫ И КОМНАТЫ ОНЛАЙН-ПРОСМОТРА, СОВМЕЩЕННЫЕ С ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНАМИ, ВСЁ ЖЕ НЕ СМОГЛИ ЗАМЕНИТЬ ЛИЧНОЕ ПРИСУТСТВИЕ ЦЕНИТЕЛЕЙ ИСКУССТВА В ГАЛЕРЕЯХ И РЕАЛЬНЫЙ ОПЫТ ОБЩЕНИЯ С КАРТИНАМИ.

В выигрыше оказались, пожалуй, только онлайн-аукционы. Например, Sotheby’s выручил 6,4 млн долларов во время онлайн-аукциона современного искусства Contemporary Curated. Тем не менее все крупные и важные мероприятия, где представлено классическое искусство, Sotheby’s и Christie’s перенесли на летние месяцы. Они прекрасно понимают, что люди, инвестирующие в произведения искусства, которые будут расти в цене и обеспечивать стабильный уровень сохранения и прироста капитала, предпочитают форматы живых аукционов.

Фото: Reuters
Фото: Reuters

Пандемия рано или поздно отступит, но вот арт-рынок оправится от кризиса далеко не сразу. Дело в том, что галереи потеряли не только крупных клиентов, которые сегодня всецело поглощены решением проблем собственного бизнеса и сохранением активов, но и многочисленных клиентов из среднего класса, покупавших недорогие работы, — этот класс покупателей рискует вообще исчезнуть.

Перемены станут настолько глобальными, что выживанию арт-индустрии посвятили Первую международную онлайн-конференцию "АРТtalk. Искусство после", на которой выступили более семидесяти экспертов. Все они сошлись во мнении, что критическая точка ещё не пройдена и роста отрасли ожидать рано.

Но есть и плюсы. Те участники российского рынка искусства, которые переживут пандемию, обретут не только более стабильную бизнес-модель, оптимизируют собственные расходы на аренду и зарплаты сотрудников, возможно, сократят участие в арт-ярмарках и других подобных проектах, но и разработают новые формы контактов с потенциальными коллекционерами, станут более открытыми к инновациям, начнут искать индивидуальный подход к каждому клиенту.

Что касается самих картин. На современное искусство цены упали и ждать их роста или стабилизации в ближайшее время вряд ли стоит. А вот русская классика по-прежнему в цене. Об этом свидетельствует и традиционная "русская неделя" в Лондоне, состоящая из серии аукционов в Sotheby’s, Christie’s, Bonhams и MacDougall’s. Итоги недели в распространяемых пресс-релизах называют "большим успехом". Иван Айвазовский, например, побил все рекорды, превосходя заявленные эстимейты. Классические картины русских художников всегда продавались и будут продаваться, хотя некоторые произведения искусства первого ряда коллекционеры все же придержат до лучших времен, когда цены вырастут в целом по рынку и продавать станет также выгодно, как сейчас покупать.

В целом кризис, хоть и негативно отразился на отрасли, всё же имеет и положительный эффект. Идет естественный отбор, позволяющий четко увидеть разницу между подлинным искусством и тем, что таковым не является.

Лариса Столетова,  журналист, член Союза журналистов России.