Несмотря на противоречия в международных отношениях между Россией и США, Голливуд всегда относился с большим трепетом к российской истории и культуре. Так, можно найти не один фильм, поставленный по мотивам русской классики «Золотого» и «Серебряного» веков, или который касался значимых событий в нашей истории. Конечно, особый интерес американцы питали к Февральской и Октябрьской революциям 1917 года, причем этот интерес они проявляли буквально через несколько лет после этих событий. Одним из примеров таких фильмов является историческая драма Джозефа фон Штернберга «Последний приказ».
Синопсис Голиивуд, 1928 год. Место грёз и Мекка всего мира. Многие стремятся воплотить здесь все свои мечты, а кто-то просто пытается выжить. Одним из таких отшельников стал бывший русский генерал и кузен самого царя великий князь Сергей Александрович, который ныне живет в Лос-Анджелесе и влачит жалкое существование, перебиваясь случайными заработками в качестве актера в массовках и на заднем плане. Однажды ему поступает предложение на съемки в картине, где ему предстоит сыграть русского генерала. Во время подготовки к роли на героя сразу нахлынули воспоминания о прошлом, в котором было как много радости, так и много печального и безвозвратного.
Игра актёров Как и большинство немых фильмов, «Последний приказ» отличается яркой экспрессией, выраженной в актерской игре и при этом сильным талантом, проявляющимся в их исполнении. Прежде всего, можно отметить Эмиля Яннингса в роли князя Сергея Александровича, воплощающего собой образ истинного русского аристократа и патриота, который сохраняет благородство и чувство чести и достоинства даже в самые неприятные моменты в своей жизни. Также понравилось исполнение звезды немого кино Эвелин Брент в роли Натальи Добровой, молодой актрисы и революционерки, которая, с одной стороны, жаждет перемен и искренне ненавидит тех, кто загнал Россию в яму, а с другой, не может отказаться от своих чувств к человеку, который искренне вызвал у неё уважение.
Режиссура Джозеф фон Штернберг считался одним из самых уважаемых режиссеров старого Голливуда, «из-под пера» которого было выпущено несколько достойных кинолент, в итоге признанных классикой мировой кинематографа. Одной из его ранних работ как раз приходится «Последний приказ». Недвусмысленной отправной точкой в фильме становится трагедия российской истории, когда целая эпоха навсегда канула в лету, оставив после себя лишь отголоски былых времен. Конечно, режиссер не подает всё так однобоко, а старается подчеркнуть именно трагизм, когда некогда единая нация была расколота на множество кусков, а некогда величайшая империя разваливалась на части. При этом режиссер не оперирует какими-либо историческими фактми, которых на момент выхода фильма и не могло быть. Вся структура фильма – это набор символов и метафор, несших внутри себя глубокий смысл. Народ и полуразрушенный город недалеко от фронта – явное олицетворение уставшего от бессмысленной войны взбунтовавшегося народа, чей гнев вот-вот готов выплеснуться наружу. Проблема же в том, что, выплеснув этот гнев, этот народ разрушил всё под основание, не дав даже шанса тем, кто не был в этом виноват.
Сценарий Действие сюжета происходит в 1928 году в Голливуде. Американский режиссер русского происхождения Лев Андреев готовится к съемках фильма про русскую историю и тщательно подбирает актеров даже для массовки. Во время просмотра фотографий кандидатов его внимание останавливается на мужчине с аристократичным видом, но очень грустными глазами. Долго не задумываясь, он требует от ассистента, чтобы этого кандидата незамедлительно пригласили на съемки. Как выясняется, фотография принадлежит бывшего российскому генералу и кузену Николая II Сергею Александровичу, который теперь живет где-то в Лос-Анджеле и подрабатывает актером за $7,5 долларов в день. Во время подготовки к съемкам князь вспоминает о прошлом.
Когда-то он был уважаемым военачальником и одним из первых людей в стране. Но теперь кроме ненависти к нему люди как будто больше ничего не испытывают. Во время инспектирования одного из прифронтовых городов (действие происходит в 1917 году) князь впервые натыкается на того самого режиссера Льва Андреева и его спутницу Наталью Доброву, в которой герой сразу же влюбляется. Хотя поначалу Наталья не испытывает к герою ничего кроме ненависти и презрения, однако, узнав его лучше, она также в итоге проникается к нему не только доверием, но уважением и даже любовью. Но у этой любви нет будущего, потому что разгорается революция, и герой оказывается в смертельной опасности, из которой вытащить его сможет только Наталья, которой придется принести большую жертву ради того, кого раньше она ненавидела.
Итог Знатоки истории начнут хулить и обвинять в искажении истории. Но еще раз повторю, «Последний приказ» - это исключительно художественное кино, призванное лишь поделиться мнением авторов на события прошлого. Конечно, по нынешним меркам фильм уже морально устарел, но в то же время он всё равно цепляет своей особой эстетикой старого немого кино.
Интересные факты о фильме и создателях:
- Фильм, а точнее, Эмиль Яннингс был удостоен премии Оскар за лучшую мужскую роль, став первым актером, получившим премию.
- Как известно, с появлением звукового кино карьера Эмиля Яннингса из-за немецкого акцента не заладилась, и он был вынужден в начале 1930-х переехать в Германию, где после 1933 года стал активно сотрудничать с нацистами, участвуя в производстве нескольких пропагандистских фильмов. После войны он прошел процесс денацификации, а спустя год получил австрийское гражданство.
- Считается, что прообразом главного героя являлся офицер и адъютант московского генерал-губернатора Фёдор Александрович Лодыженский.