Найти тему

Брызги – не просто брызги, квадрат – не просто квадрат: разбираем художественный замысел искусства XX века

С произведениями художников, которые относятся к категории «современное искусство», все сложно. Всё потому, что они рисуют иногда не то, что видят, а то, как они это чувствуют. А ощущают они все по-разному в силу объективных причин: у каждого человека свое мироощущение. Отсюда вереница «непонятных» произведений, и иногда, глядя на работу художника, кажется, что и пятилетний ребенок сможет также нарисовать.

Конечно, искусство, вещь достаточно субъективная, причём субъективность двойная: авторская и зрительская. Но одно дело, когда на картине представлены традиционные знакомые сюжеты из реальной жизни или из мифологии, и смысл картины мы можем проинтерпретировать по отдельным деталям: поза, эмоции, отдельные объекты-символы.

Но как понять, какую идею хотел до нас донести художник, если на полотне мы видим только брызги или геометрические фигуры.

Сегодня я предлагаю пройтись по известным и не очень известным произведениям искусства 20 века, и приоткрыть завесу, за которой скрываются художественные замыслы картин.

1. Казимир Малевич «Черный квадрат», 1915 г.

Всем известно произведение Казимира Малевича «Черный квадрат». Какой же смысл вложен в идеальный черный квадрат? Черный квадрат – это символ упорядоченного космоса или чёрной дыры, которая засасывает в себя все сущее. По мнению Малевича, поскольку все отсылки к внешнему миру удалены, мозг все равно будет пытаться истолковать картину, найти в ней смысл. Но к тому, что на картине изображено все мироздание, - к этому должно прийти наше подсознательное, так как у разума нет шансов.

Казимир Малевич "Чёрный квадрат", 1915
Казимир Малевич "Чёрный квадрат", 1915

2. Пабло Пикассо «Моя красавица», 1911-1912 г.

Эта картина относится к направлению кубизм: попытка изобразить трехмерный объект на двумерном холсте. На картине изображен портрет возлюбленной Пикассо, Марсель Умбер. Очертания её головы и тела можно угадать в нагромождении форм, доминирующем в центральной части полотна. Вы видите очертания?? Справа, ближе к нижней части полотна, - шесть гитарных струн, которые она перебирает.

Пабло Пикассо "Моя красавица", 1911-1912
Пабло Пикассо "Моя красавица", 1911-1912

3. Василий Кандинский «Импровизация VII » 1913

В этой картине вообще нет никаких предметных подсказок. Картину нужно интерпретировать, отталкиваясь от положения, что у Кандинского цвета имеют свои звуки. Это картина-симфония, нужно «слушать» картину. Цвета, сталкиваясь, гремят, как медные тарелки; зазубренные желтые линии ревут как трубы. На заднем плане ухает барабан. В центре полотна, в нижней её части, чернеет одинокая линия, по-видимому, дирижёр, который старается навести порядок в этом хаосе.

Василий Кандинский "Импровизация VII", 1913
Василий Кандинский "Импровизация VII", 1913

4. Джексон Поллок «Полная морская сажень», 1947

Эта техника называется «капельная живопись». И как вы уже догадались, капли краски не просто так разбрызганы на холсте. Картина не бессмысленна, а предполагают выражение человеческих эмоций: она пульсирует злостью, энергией и беспокойством.

Джексон Поллок "Полная морская сажень", 1947
Джексон Поллок "Полная морская сажень", 1947