Скоростные хайвэи прочно вошли в жизнь Японии, и теперь уже трудно было бы обойтись без них. Но их появление и постепенное удлинение самым тесным образом связано с развитием национальной автомобильной промышленности.. В 1960 году в Японии было произведено около полумиллиона автомобилей всех типов, в 1970 - более 5 миллионов, а в 1980 - почти 11,5 миллионов автомобилей. Другими словами, без новых скоростных дорог автотранспорт в стране был бы парализован. Ведь существовавшие ранее в стране шоссе, были узкими и тесными и не могли справиться с ростом автомобильного потока. То, что современные скоростные автомобильные дороги в Японии стали платными - это лишь конкретный способ мобилизации крупных средств, необходимых для их строительства. Что и говорить, расходы на строительство скоростных автодорог в изобилующей горами стране, да еще в сравнительно короткие сроки, были довольно значительными. Строительство скоростных автомобильных трасс в Японии и рост числа автомобилей, производившихся в стране, были рассчитаны на довольно большой слой людей с длительной занятостью и постоянно возраставшими доходами. Подобный расчет, в конечном счете, оправдался. В настоящее время самый дорогой проект в Токио - магистраль "Транс-Токио", она же "Токио-Аквалайн". 15 километров шестиполосного шоссе. из них 8 километров туннеля под бухтой, а остальное - мосты и развязки. Давайте попробуем сравнить с Москвой. 29 октября 2011 года Интернет-издание "Вести.Ру" Обеспечить необходимое москвичам количество дорог невозможно, оптимальный способ разрешить тяжелую транспортную ситуацию в столице - развивать общественный транспорт, заявил Сергей Собянин - мэр Москвы. "Чтобы решить транспортный коллапс, необходимо развивать общественный транспорт таким образом, чтобы давать людям возможность реально добраться до работы в удобное для них время. Другого варианта нет" - отметил Собянин в интервью программе "Вести". По его словам, построить столько дорог, сколько нужно автомобилистам Москвы, руководство города не может. Строительство многоуровневых дорожных развязок для столицы также неприемлемо, подчеркнул мэр. "Москва не Токио, я бы не хотел, чтобы по центральным улицам Москвы были проложены в два-три этажа "хайвэи" на уровне окон домов и чтобы граждане нас упрекали за это" - пояснил он. При этом, добавил мэр Москвы, очевидна нехватка рук - основные работы сейчас выполняют мигранты. "Надо добиваться того, чтобы человек, приехавший из Таджикистана, платил не меньше налогов, страховых платежей, чем наши, иначе получается неравенство: работодателю дешевле принять иностранца, чем российского гражданина, так не должно быть, это дискриминация наших рабочих" - высказал свое мнение глава столицы.