Петр Кузьмич Козлов - художник и исследователь Азии , имя которого носит одна из улиц монгольской столицы, во время своего последнего посещения Монголии в первые годы народной власти, при упоминании им об открытии знаменитых Ноинульских погребений хуннских вождей первых веков нашей эры, часто вспоминал картины, некогда обнаруженные им в мертвом городе Хара-хото, много веков тому назад засыпанном песками великой гобийской пустыни. Образцы работы монгольских художников, увиденные им в старинных монастырях Северной Монголии, очень сильно напоминали известному путешественнику и исследователю картины в Хара-хото.
Открывшая сокровища Хара-хото экспедиция Козлова, к сожалению, не имела в своем распоряжении средств для закрепления красок картин, совсем неожиданно найденных в засыпанных песком пустыни руинах древнего города, поэтому найденные древние свитки поразили невиданной гармонией тонов, свежестью и изумительной сохранностью красок. Однако поднятые из наглухо замурованного субургана картины на глазах пораженных людей тускнели и трескались в сухом и знойном воздухе гобийской пустыни, пронизанном яркими лучами летнего солнца.
Монгольские древние картины или вернее то, что от них осталось, найденные Козловым, были выставлены в Ленинграде, в Азиатском музее Академии наук, но даже в таком состоянии ученные и исследователи были поражены сходством письма древних безвестных мастеров и манерой письма монгольских известных художников. Монгольские художники прошлого, выполняя социальный заказ своей эпохи, так же как и прославленные мастера кисти Запада в свое время, творили большей частью на религиозные, мифологические сюжеты, но все же реалистические тенденции пробивались в их картинах сквозь установленные вековой традицией каноны.
«Монгол зураг» в переводе значит монгольская живопись, имеет многовековую историю, отличается своеобразной цветовой гаммой и каллиграфией рисунка. Тончайшая разработка деталей одежды и лица, скрупулезная точность, с которой расписан каждый волосок ресниц или усов, при несколько условной и обобщенной передаче окружающей природы, — характерные особенности монгольского художественного стиля, распространённого и в изобразительном искусстве современной Монголии. «Монгол зураг» может кому-то показаться сходным с корейским "чосонхва", японским "пинхонго", китайским "гохуа". Здесь есть, несомненно, взаимовлияния, но все же есть отличия по своим приемам рисования, колориту, используемому материалу и жанру. В «монгол зураг» есть имеющие реалистическую основу особые приемы изображения облаков, воли, пламени, дыма, ветра, листьев, цветов, скал, камней и других предметов.
Современный стиль "монгол зураг" был образован в начале двадцатых годов, вскоре после Монгольской народной революции. Основоположником современного стиля считается художник Балдуугийн (прозвище Шарав) Марзан (1869- 1939гг.).
В свободное от выполнения религиозных тханок время (Тханка (Thanka) – направление тибетского изобразительного искусства, сюжеты которого затрагивают религиозную (буддистскую) тему), Балдуугийн Шарав писал картины бытового жанра, нередко в шутливой манере изображая образы незадачливых любовников, к которым с угрожающими намерениями крадутся обманутые жёнами мужья. Именно за подобные работы Шарав получил своё прозвище "Марзан" (Шутник).
Его картина «Один день в Монголии», остается одним из самых знаменитых произведений монгольского искусства. В ‟Одном дне Монголии‟ на сравнительно небольшом полотне — 176х136 см изображено свыше трехсот персонажей, занятых различными делами. Художник рассказал с присущим ему юмором о том, чем жили и занимались монголы в начале нашего века, передал всё, что ждало монгола от рождения до смерти. Юмор Шарава груб и незатейлив. Однако он придает работам художника остроту индивидуальности, неповторимого своеобразия. Основа письма Шарава — линия. С помощью неё он выражает движение, эмоции, общий ритм картины. Насыщенность действием не исключает передачи разнообразных человеческих чувств. Картины Шарава плотно заселены людьми всех возрастов и сословий. Варьируя несколько типов лица, художник не индивидуализирует участников своего рассказа, но достигает выразительности характерным жестом, позой, движением.
Б.Шарав написал ныне хранящиеся в Музее изобразительных искусств в Улаанбаатаре портреты высшего духовенства-ламы Балданхачина и Лувсандондова, учителей и советн иков правителя страны - VIII Богд гэгээн. Лица художник писал, пользуясь фотографией, а костюмы и различные аксессуары чаще всего рисовал по памяти. Эти работы свидетельствуют о преодолении старого метода изображения человека. Его картины полностью свободны от каких-либо буддийских канонических правил, и при этом он стремился передать не только внешнее сходство, но и внутренний мир портретируемого.
До развала великого и могучего картины, относимые к стилю "монгол зураг", обычно представляли собой жанровые и соцреалистические полотна, с глубоким сюжетным уклоном в народную монгольскую и буддистскую культуру. С девяностых годов стиль "монгол зураг" видоизменился и теперь соответствующие работы представляют в основном иллюстрации к традиционным национальным эпосам монголов, например "Сокровенное сказание монголов".
Подавляющее большинство художников прошлого было миниатюристами. Скорее всего, сами размеры аратского жилья – юрты отчасти оказали влияние именно на развитие миниатюры. Роскошные рукописи, по древней традиции хранившие большой формат, унаследованный от древних индийских рукописей на пальмовых листьях, и обычай украшать рукописи миниатюрами, также содействовал в немалой мере развитию этого рода живописи у монголов.
Национальная живопись тесно связана с орнаментами и узорами, наделенными различным символическим смыслом. В монгольском рисунке есть совершенно реальные вещи и явления природы, и наоборот, реальные вещи иногда изображались посредством орнамента.
Живописцы писали тончайшей кистью по тщательно обработанному полотну. Их краски, приготовленные из минералов и камней, отличались высоким качеством и долговечностью. Как получали краски? Сначала измельчали минерал и осаждали в воде. Таким путем получалась желтая краска, если же обжигали охру в герметичной посуде, то получалась краска красновато-коричневого цвета. Затем ее смешивали с клеем. Высококачественные ценные краски изготовляли из дорогостоящих и драгоценных камней, таких, как бирюза, лазурит, а также из жемчуга, перламутра, меди, железа и т. д.
Равномерность окраски в основном зависела от степени измельчения. Более высокой степени измельченные краски позволяли провести очень тонкую линию.
К слову, совсем недавно в Нью-Йорке, в Sapar Contemporary была проведена первая выставка, посвященная искусству «Монгол зураг», где были представлены два самых ярких современных представителя этого стиля: Д.Уурийнтуяа и Ч. Баасанжав. Мероприятие вызвало немалый интерес американской публики - ценителей художественного искусства, что подтверждается еще и тем фактом, что во время выставки многие работы были куплены.
Видео в тему: