Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Хотя роль основателей славянской письменности Кирилла и Мефодия в культуре огромна, странно, что их образы в светском искусстве отражены не так широко, как хотелось бы. Во всяком случае, я знаю картину Сайды Афониной, но работы других художников на подобную тему мне не встречались. Была бы рада о них узнать.
Зато достаточно много изображений Кирилла и Мефодия, как святых, в иконописи. Их образы можно также видеть на рисунках в некоторых летописях. Но, разумеется, в любом случае реальный облик братьев-просветителей остается неизвестным. Достоверных портретных изображений нет и, думаю, не было.
На картине Афониной мы видим Кирилла и Мефодия в окружении книг в каком-то каменном помещении, за открытым окном которого виден лучезарный южный пейзаж. От картины веет сосредоточенностью и спокойствием. Герои картины сразу вызывают доверие - у них умные, красивые лица истинно культурных людей, интеллектуалов, кем они, собственно, и были.
Жизнь Кирилла и Мефодия в своих основных вехах известна хорошо. Все, что происходило с ними, говорит о том, что это были действительно выдающиеся люди, истинные подвижники. В описании их деятельности не нужно ничего даже идеализировать и придумывать, как это обычно бывает в житиях святых.
Кирилл и Мефодий были родными братьями и родились в семье греческого военачальника Льва в Салониках. При рождении они получили имена Константин и Михаил. Это было в IX веке. Михаил был старшим из братьев (всего их было семеро) и продолжил дело отца, стал военным. Именно в этом качестве он впервые попал в славянские земли, где заинтересовался языком и культурой местных народов. Насколько я понимаю, это был человек научного склада ума, исследователь, интеллигент, так что военная стезя ему не очень подходила. Подав в отставку, он стал настоятелем монастыря Полихрон, приняв монашеское имя Мефодия.
Константин был самым младшим братом, он с детства показал интерес к интеллектуальной деятельности, учился в Магнавской школе Константинополя. Став монахом, он принял имя Кирилла.
Оба брата были склонны к изучению языков, знали не один язык, и, что важно в данном случае, овладели славянским наречием. Их интерес к славянской культуре был огромен. Помимо этого, Кирилл был известным богословом и философом, и понятно, что именно ему поручали возглавлять миссионерскую деятельность в разных землях. В конечном итоге, вместе с Мефодием они отправились в восточную Европу. Их пригласил правитель Великой Моравии князь Ростислав. Шел 863 год.
Князь хотел, чтобы литургии проводились на славянском языке. Чтобы это осуществить, была необходима славянская азбука. Кирилл и Мефодий приступили к созданию глаголицы.
То есть кириллица, названная по имени одного из братьев, была создана не ими, а позже - их учениками, на основе глаголицы. Этот вопрос долгое время был дискуссионным, бытовало мнение, что кириллицу создали сами Кирилл и Мефодий, но сейчас специалисты не считают так.
Появление своей славянской письменности сыграло огромную роль в развитии восточно-славянских народов. Просветительскую деятельность солунских братьев трудно переоценить. И то, что им в разных странах благодарные потомки ставят памятники - очень правильно.
Почитайте еще на моем канале:
За что читатели любят Жюля Верна
В блоге мужа:
Мост, по которому ходили короли, и обязательно пройдетесь вы, будучи в Париже: Пон-Нёф