Как из «Никто» в мире искусства превратиться в известного художника. Почему, когда предлагают картину даром, ее никто не берет. Но потом, спустя годы, ее признают шедевром и предлагают за неё баснословные деньги!
Так и произошло с огромным полотном (2 на 3 метра) французского художника Жорж Сёра «Воскресный день на острове Гранд-Жатт», написанным в 1884-1886 г.г.
На картине запечатлён остров Гранд-Жатт. Место, где любил проводить время высший парижский свет, богема и, как теперь принято называть, дамы низкой социальной активности. Тогда это было модное место досуга. Его даже называли островом любви, где девушкам легкого поведения не составляло труда найти себе подходящего спутника. И как легкий намёк, а может быть и знак эпатажа, дама с обезьянкой. Для нас сейчас это ни о чем не говорит, а зрителям того времени это говорило о многом... Ведь обезьянка в то время считалась символом развратности, а на парижском жаргоне так назывались особы легкого поведения.
Но не только сюжет картины отличался оригинальностью, но и техника в которой выполнена эта картина была новой, если не сказать революционной. Для воплощения своего художественного замысла, своего видения натуры, Сера придумал и реализовал новую технику живописи под названием «пуантилизм». Это техника состояла из отдельных точечных мазков. И комбинация этих мазков передавала тончайшие нюансы, давала простор для фантазии.....
Не все приняли эту новую технику Сёра, кто-то с восторгом, как известный художник Камиль Писсаро, который говорил, что работы Жоржа Сёра открывают новое направление в живописи, кто-то с известной долей скептицизма: как не менее известный Дега, который с усмешкой отмечал, что тогда Сёра станет художником будущего».
К сожалению, Жорж Сёра прожил всего 32 года и при жизни не был широко известен. Картины его не были популярны и не продавались. Поль Синьяк, друг Жоржа Сёра, записал в дневнике: «как бы охотно его мать завещала великие работы своего сына музеям, но какой музей готов их принять сегодня?». Через 10 лет после смерти Жоржа Сёра, художники организовали выставку-продажу его работ. Картина « Воскресный день…» была продана всего за 800 франков!!!
В 1911 году эта работа была предложена Нью-Йоркскому Метрополитен- музею, однако правление музея отказалось выделить деньги на покупку картины.
Казалось бы после отказа от приобретения каротины Сёра таким известным музеем, на полотнах художника можно поставить крест. Но жизнь преподносит свои сюрпризы: в 1924 году полотно покупает Фредерик Клей Бартлетт из Чикаго. Он приобретает картину в Париже уже за 20 000 долларов и жертвует ее Чикагскому художественному институту. Там она по сей день и находится.
«Проснувшиеся» французы, в 1931 году предлагают за неё уже 400 000 долларов, лишь бы вернуть полотно во Францию. Но, увы… шедевр уже не продавался!
Представляете, как французы кусали локти!
Оригинал, который раньше не стоил и пары банкнот, сегодня стал бесценным!
В этом и состоит загадка искусства - никто не может предсказать судьбу картины.