Найти тему

Как не платить за обслуживание сайта?

Оглавление

Чаще всего разработчики сайтов помимо самого сайта, домена и хостинга, предложат вам некую пакетную услугу по технической поддержке (или обслуживанию) сайта с ежемесячной абонентской платой. Нужны ли вам эти услуги?

Менеджеры интернет-агентств могут рассказывать вам, что техническое обслуживание сайта с ежемесячной абонентской оплатой (чаще всего от 3000 до 15000 рублей в месяц) совершенно необходимо, и без данного обслуживания с сайтом может случиться что угодно в любой момент – появятся вирусы, пропадут данные, окажется недоступен и т.д. Так ли это? Скажем так, в большинстве случаев с сайтами малого и среднего бизнеса – они несколько преувеличивают как саму проблему, так и полезность предлагаемых ими решений.

На практике, технически правильно сделанный и хорошо настроенный сайт может работать месяцами и годами без каких-либо сбоев.

Давайте рассмотрим подробнее, что вам могут предлагать за ежемесячную абонентскую плату в качестве технического обслуживания, что представляют из себя эти услуги на практике в реалиях российского рынка, а также более дешёвые альтернативы.

Контроль и мониторинг, статистика сайта

Первым пунктом во многих предложениях по пакетному обслуживанию сайта с ежемесячной абонплатой часто является что-то вроде “Ежедневный контроль работоспособности сайта, мониторинг возможных проблем, взаимодействие с хостинг-сервисом” . Давайте разберёмся, что именно скрывается под этими словами. Каждый день, вручную или с помощью специальной программы, специалист компании-разработчика сайта будет проверять, доступен ли сайт, всё ли работает корректно. При возникновении проблем, специалист возьмёт на себя общение с хостинг-сервисом.

Более выгодная альтернатива: тут надо понимать, что в большинстве случаев с небольшими сайтами компаний технически правильно сделанный и грамотно настроенный сайт будет всегда корректно работать без особых проблем. Самая часто встречающаяся проблема это простое отсутствие доступа к сайту из-за сбоев на хостинге. Контролировать и оперативно решать эту проблему можно самостоятельно. При этом даже не обязательно каждый день посещать сайт лично. Нужно попросить разработчика установить вам на сайт счётчик от Яндекс.Метрики, при этом зарегистрировать счётчик на ваш аккаунт в Яндексе, чтобы у вас был полный доступ. Стоить установка счётчика должна очень недорого (она занимает в большинстве случаев от 5 минут до 30 минут, в зависимости от сайта). В настройках счётчика вы можете включить автоматическое уведомление о недоступности сайта по электронной почте или SMS.

Таким образом, вопрос постоянного контроля сайта решён – при возникновении проблем с доступностью сайта вы получите уведомление от Яндекс.Метрики. Что делать при появлении проблем? Как уже говорили ранее, самая частая проблема это недоступность сайта из-за сбоев хостинга. За деньги представитель разработчика предлагает взять на себя общение с хостинг-сервисом, как бы намекая, что это общение должно производиться специалистом. На самом деле, чаще всего это не обязательно. Пообщаться со службой поддержки хостинга можно и самостоятельно, сообщить что сайт работал, вы ничего не трогали и не меняли, а он работать перестал, и поинтересоваться, в чём проблема и когда её решат. Во многих случаях проблема возникает на стороне хостинга, и служба поддержки хостинга решит её самостоятельно. Бывает, конечно, что сайт перестаёт работать и по вине разработчика, но это уже гарантийный случай, который должен решаться разработчиком без дополнительной платы. Таким образом, абсолютное большинство проблем решается или с хостинг-сервисом (входит в стоимость хостинга) или с сайтом по гарантии, и поэтому можно не платить за контроль работоспособности сайта дополнительно.

В пакет услуг по обслуживанию сайта может входить также “Установка счётчика и ежемесячное предоставление статистики сайта” . В целом о системах статистики и их возможностях мы ещё поговорим в отдельной статье. Одна из лучших систем статистики – вышеупомянутая Яндекс.Метрика. Использование Яндекс.Метрики абсолютно бесплатно. Смотреть статистику вы сможете самостоятельно за любой удобный вам период. Установка Яндекс.Метрики на сайт, как мы уже говорили раньше, занимает от 5 до 30 минут, в зависимости от сайта. Поэтому стоить установка должна недорого или при разработке сайта вообще бесплатно.

Почтовые ящики в вашем домене

В пакет услуг по обслуживанию сайта может входить услуга типа “Создание и контроль работы почтовых ящиков на вашем домене, к примеру director@vasha_kompaniya.ru” . С этой услугой заказчику важно понимать, что поддержка почтовых ящиков на вашем домене – функция хостинга.

Бесплатная альтернатива: создать почтовый ящик можно самостоятельно в личном кабинете хостинг-сервиса за несколько минут, в крайнем случае почитав раздел “Помощь” хостинга или обратившись за разъяснениями в службу поддержки. А за настройку почтовой программы для работы с этими ящиками на ваших компьютерах отвечает ваш системный администратор, компьютерщик или кто-то ещё, выполняющий эти функции, т.к. настройка ПО на ваших устройствах не входит в компетенцию ни хостинг-сервиса, не разработчика сайта в любом случае. Никакой “контроль работы” для этой услуги не требуется. Любые возникащие проблемы бывают либо по вине хостинг-сервиса (решается с его службой поддержки), либо по причине сбоя локального компьютера (решается с вашим системным администратором).

Лучшая по качеству альтернатива: В последнее время поддержку почты в домене всё чаще организуют через бесплатные сторонние сервисы, такие как "Mail.Ru для бизнеса" или "Яндекс.Почта для домена".

У этих сервисов есть масса преимуществ по сравнению с встроенными почтовыми службами хостингов: неограниченный объём, обычно более быстрый и функциональный интерфейс, наличие мобильных приложений. Для настройки работы этих сервисов нужны некоторые специальные знания (нужно настроить MX-записи доменов), поэтому необходимо либо самостоятельно уделить больше времени настройке почты на домене, либо обратиться к помощи специалистов. Но и в этом случае адекватная оплата за услугу по настройке одного из данных сервисов должна быть небольшой (в пределах часа работы специалиста) и разовой (никакого контроля работы и абонентских плат не требуется).

Обновление программного обеспечения сайта и модулей

Большая часть сайтов построена на той или иной программной платформе (CMS), а различные функции на сайте обеспечиваются работой программных модулей.

CMS (англ. Content Management Software, произносится как “си эм эс”, система управления контентом, специалисты также часто называют CMS сленговым термином “движок сайта”) – программная платформа, которая обеспечивает работу сайта, и позволяет владельцу сайта самостоятельно, без технических специалистов, наполнять и редактировать содержимое сайта.
К CMS могут подключаться различные программные модули, обеспечивающие работу тех или иных функций сайта. К примеру, просмотр фото в галерее, или онлайн-калькулятор стоимости заказа.
CMS вместе с подключенными модулями представляют собой ПО (программное обеспечение) сайта.

В пакетных предложениях разработчиков по техническому обслуживанию предполагается, что специалист разработчика будет регулярно обновлять ПО вашего сайта. Нужно ли обновлять ПО сайта? Да, обновление очень желательно! Поскольку вирусы становятся всё более изощрёнными, производители CMS и модулей регулярно выпускают обновления, которые закрывают “дыры” (уязвимости) в безопасности сайтов. Но обязательно ли платить за это ежемесячно? Не факт.

Рассмотрим бесплатные или более дешёвые варианты.

Во-первых, некоторые популярные CMS вообще обновляются автоматически. К примеру, без участия пользователя обновляется очень популярная бесплатная CMS WordPress (на WordPress работает 25% всех сайтов в мире, это самая популярная в мире CMS).

Во-вторых, некоторые CMS обновляются очень просто, без наличия технических знаний, так же просто, как устанавливаются приложения в вашем телефоне, будь то iPhone или Android-аппарат. К примеру, так просто обновляется популярная коммерческая CMS 1C-Битрикс. На этапе предварительных переговоров с разработчиком сайта вы можете сразу обговорить, что ваш сайт должен получать обновления автоматически или 2-3 щелчками мыши, что позволит вам не тратить деньги на обновление ПО сайта специалистами.

В-третьих, даже если вам приглянулся разработчик сайта, который работает с другими CMS, или на сайте планируется большое количество дополнительных модулей, обновление которых возможно только специалистами – можно договориться с разработчиком о периодическом обновлении CMS и модулей сайта за какую-то разовую плату (раз в полгода или год будет достаточно).

В-четвёртых, стоит иметь в виду, что несмотря на желательность обновлений и все предупреждения специалистов, очень большая часть (по нашим наблюдениям – более половины) владельцев сайтов малого и среднего бизнеса вообще не обращают внимания на обновление ПО сайта, предпочитая решать проблемы только в случае их возникновения.

Не рекомендуем так делать, но вынуждены признать, что игнорирование обновлений – тоже популярная практика, и далеко не всегда она приводит к каким-то проблемам, и далеко не всегда решение этих проблем дороже чем их профилактика.

Ежедневное резервное копирование (бэкап) сайта

Ежедневное резервное копирование сайта входит в стоимость практически любого приличного хостинга. Разработчики сайтов предпочитают это скрыть, когда предлагают эту опцию в составе пакета своих услуг по техническому обслуживанию – очень часто резервное копирование уже производится хостингом, просто клиент об этом не знает.

Бесплатная альтернатива: выбрать для сайта хостинг, в стоимость которого входит ежедневное резервное копирование (бэкап, backup) файлов сайта и базы данных. Если хостинг уже выбран – убедиться, что на нём присутствует эта функция. Это абсолютно обычная опция, которая включена в стандартные тарифы практически всех хостинг-сервисов.

Защита сайта от вирусов

Антивирусная защита часто предлагается не только в составе пакета технического обслуживания сайта, но и как отдельная услуга, по цене обычно от 2000 до 3500 рублей в месяц. Под этой услугой разработчик подразумевает некие профилактические меры и ежемесячную проверку кода сайта на вирусы, а клиент, не вдаваясь в детали, платит и считает, что его сайт защищён. Давайте рассмотрим поподробнее, что из себя представляет такая услуга.

Начнём с профилактики. Основных путей заражения сайта два – вирус может попасть на сайт а) по FTP; и б) через уязвимости сайта. Также хотелось бы рассмотреть и третий путь, который встречается менее часто, то также представляет серьёзную опасность: в) вирус может попасть на сайт с компьютера владельца через уязвимость панели администратора. Фактически, вариант В это частный случай варианта Б, но мы рассмотрим его как отдельный вариант т.к. методы профилактики для них разные.

FTP – один из способов передачи файлов, который чаще всего используется разработчиками сайтов в процессе создания, настройки и обновления ПО сайтов. Это очень упрощённое и частичное определение, но глубокое понимание работы FTP заказчику сайта чаще всего не нужно, поэтому для удобства читателя ограничимся этой информацией.

Подробнее по этим пунктам.

А) Профилактика заражения по FTP-доступу заключается в соблюдении мер безопасности на компьютерах с настроенным FTP-доступом к сайту. В современной практике, у заказчика чаще всего FTP-доступ не настроен, т.к. он ему не нужен. Если вдруг у заказчика всё же есть FTP-доступ к сайту – “здоровье” сайта будет в первую очередь зависеть от антивирусной чистоты самого компьютера заказчика, а ежемесячная оплата разработчику за защиту сайта никак не уменьшает вероятность заражения по данному пути. Также FTP-доступ к вашему сайту точно есть на компьютерах самого разработчика сайта. Грамотный и ответственный разработчик обязан следить за антивирусной чистотой своих компьютеров в любом случае и без всякой ежемесячной оплаты, а если он этого не делает, то не повезло всем его клиентам – их сайты будут регулярно заражаться вирусами, и ежемесячная оплата, опять же, никак не влияет на эту ситуацию.

Б) Профилактика заражения через уязвимости сайта заключается в регулярном обновлении ПО сайта. Пути его бесплатного или экономного проведения мы уже рассмотрели выше. Если ПО сайта периодически обновляется – этот тип профилактики у вас уже проводится, и никакие дополнительные процедуры по этому пункту не нужны.

В) Профилактика заражения сайта с компьютера владельца через уязвимость панели администратора заключается в антивирусной чистоте компьютера владельца, а также дополнительной антивирусной проверке всех файлов, которые планируется закачать на сайт. На этот пункт ежемесячная плата разработчику сайта за некие антивирусные процедуры также никак не влияет.

Таким образом, мы приходим к выводу, что вся профилактика заражения сайта сводится к обычной антивирусной чистоте на компьютерах заказчика и разработчика, а также к обновлению ПО сайта. Эти меры можно и нужно производить без всякой дополнительной антивирусной платы разработчику сайта.

Если есть желание более подробно изучить пути заражения сайтов, то рекомендуем статью “Взломать Нельзя Защитить. Как взламывают сайты (через уязвимости, по вине сотрудников или подрядчиков) и как от этого уберечься.”
http://www.cossa.ru/234/134334/

Что ещё обычно входит в предлагаемые услуги по защите сайта от вирусов?

Разработчиками обычно декларируется ежемесячная проверка кода сайта на вирусы. А проводится ли она на самом деле? Скажем так, нам в своей практике неоднократно приходилось видеть, что разработчик деньги берёт, заявляет что каждый месяц проверяет сайт на вирусы, но в какой-то момент вирус на сайте всё же активизируется. Получается, разработчик обманывал? Не обязательно обманывал, может быть вирус успел заразить сайт в промежутках между проверками, или может быть это новый вирус, неизвестный антивирусной программе разработчика. Мы можем только констатировать факт: если вы платите разработчику сайта ежемесячную плату за некий антивирусный пакет услуг – вы всё равно не можете быть уверены, что на вашем сайте вирусов нет и не будет. Они всё равно могут появиться, и когда они активизируются, вы узнаете о них и без антивирусных услуг разработчика.

Как обычно владелец сайта узнаёт о вирусе? Первый вариант – при посещении собственного сайта срабатывает антивирус на компьютере владельца. Второй вариант – напротив сайта в результатах поиска Яндекса или Гугла появляется предупреждение о том, что сайт возможно заражён. Третий вариант – с владельцем сайта связывается хостинг-сервис, и сообщает что сайт проявляет вирусную активность, к примеру спам-рассылку. К сожалению, всё это может случиться даже если вы ежемесячно платите разработчику за некий пакет антивирусных услуг.

Тогда за что вы платите? За устранение вируса в случае его появления. По сути, антивирусная услуга, предлагаемая разработчиками сайтов, является страховкой. По факту, разработчик сайта как страховая компания, если вируса нет – просто получает от вас деньги, ну а как появится вирус – займётся его лечением.

Целесообразна ли такая “страховка” экономически? Скорее нет. Цена ежемесячного антивирусного пакета услуг обычно составляет 2000-3500 рублей в месяц, или предлагается в составе пакета услуг по техобслуживанию сайта стоимостью от 3000 до 10000 рублей в месяц. Даже если мы возьмём для примера вариант за 2000 в месяц – это 24000 рублей в год. Стоимость разового лечения сайта от вируса для большинства сайтов малого и среднего бизнеса не превышает 6000-10000 рублей. На практике, при выполнении всех профилактических мер предосторожности, вероятность того, что ваш сайт будет заражён вирусом вообще, а уж тем более чаще 1 раза в несколько лет – довольно небольшая. В итоге более выгодная альтернатива заключается в том, чтобы следить за антивирусной чистотой компьютеров и производить обновление ПО сайта, а проблемы с вирусами решать в случае их возникновения.

Редактирование информации на сайте, публикация новых материалов

Тут речь пойдёт не про редактирование информации на сайте в целом, а про услуги по редактированию, включённые в пакет технического обслуживания сайта с ежемесячной абонплатой.

На самом деле работы с содержанием сайта не относятся к техническому обслуживанию! Тем не менее, часто разработчики сайтов включают их в пакет услуг по ежемесячному техобслуживанию сайта. Это делается для придания некого смыслового веса всему пакету услуг. Все описанные выше работы для заказчика малозаметны (что неудивительно по описанным выше же причинам), а вот работа с содержанием сайта создаёт реально видимый результат.

Благодаря этим работам, пакетные предложения по обслуживанию сайта бывают выгодными. Нужно смотреть на конкретные цены и ваши потребности. К примеру, вы предполагаете работы с содержанием сайта в объёме 7 часов в месяц. Этот объём приблизительно соответствует публикации на сайте 8-10 обширных статей с добавлением 20-30 фото и нескольких видео в галерею (Речь только о публикации уже готового материала, не о написании статей!). Допустим стоимость нормо-часа работы специалиста у вашего разработчика 1300 рублей при разовом заказе (7 часов получается 9100 рублей), но также есть пакетное предложение по техническому обслуживанию сайта за 6000 рублей в месяц, в которое входят все вышеперечисленные услуги (и видимости услуг) по техобслуживанию плюс 5 нормо-часов работы специалиста, при этом стоимость дополнительного часа сверх нормы 1100 руб. В этом случае ежемесячные 7 часов обойдутся вам уже не в 9100, а в 8200 рублей. То есть в подобных случаях пакетное предложение действительно имеет смысл. Ну а если изменения на сайте нужны вам не каждый месяц, а по ситуации, то будет выгоднее воспользоваться обычными тарифами без обязательных ежемесячных плат.

Рассмотрим условно-бесплатные или более дешёвые варианты. Во-первых, если ваш сайт построен на CMS, то вы имеете возможность редактировать содержание сайта самостоятельно (да, есть сайты и без CMS, подробнее рассмотрим позже). Мы назовём этот вариант “условно-бесплатным”, т.к. время учредителя или любого сотрудника компании-владельца сайта имеет свою цену, а вам придётся потратить это время на работу с сайтом. Но тем не менее, такой вариант есть, и иногда он оказывается предпочтительным для владельца сайта. Во-вторых, если вы хотите поручить работу с контентом компании-разработчику и объём будет постоянным, есть смысл оплачивать ежемесячный пакет услуг именно по работе с содержанием сайта, без пакета услуг по техническому обслуживанию.

Итоги и выводы

Помимо описанного в предыдущих статьях, что ещё может входить в пакет услуг с ежемесячной платой под названием “Техническое обслуживание сайта”? В погоне за стабильными ежемесячными поступлениями полёт фантазии разработчиков сайтов зашёл довольно далеко. Иногда клиенту совсем нагло “вешают лапшу на уши”. Как-то к нам обратился клиент с целью сформулированной как “перенести сайт к вам на обслуживание”. Мы стали изучать устройство его сайта, чтобы понять, какое именно обслуживание требуется, но никак не могли понять – по нашему мнению, данный сайт в обслуживании не нуждался. Затем посмотрели документы клиента и обнаружили, что ежемесячно он платил разработчику своего сайта несколько тысяч рублей за “Профилактический технический осмотр файловой структуры сайта”. Нам было непонятно в чём данный процесс заключается, каков его смысл и почему он стоит нескольких нормо-часов работы. Один из наших специалистов позвонил разработчику сайта, представившись сотрудником клиента. По телефону менеджер разработчика начал засыпать нашего коллегу потоком технических терминов. Реального смысла в том наборе слов было как во фразе “Горнолыжный рентген вегетативной системы тортика может загрустить”. Получается, то была осознанная и совсем наглая “разводка” клиента, куда более грубая, чем маскировка автоматического ежедневного резервного копирования на хостинге под свою собственную услугу. К сожалению, такое встречается. Во-многом из-за подобных явлений мы и начали писать эти статьи.

Итак, что нам нужно запомнить, чтобы не попасть в подобную ситуацию?
Обязательными для технического функционирования сайта постоянными платежами являются только оплата за домен и хостинг. Любое техническое обслуживание сверх этого является добровольной опцией для вашего удобства, но не является технической необходимостью.

Некоторые интернет-агентства стали всем клиентам навязывать пакеты обслуживания с составляющими типа вышеописанных. Доходит до того, что если не заказываешь обслуживание, то сайт снимается с гарантии, по принципу обязательного техобслуживания автомобилей у официальных дилеров. Но сайт – не автомобиль. В нём нет изнашивающихся от движения механизмов, в топливном фильтре не скапливаются осадки, масло не теряет смазывающие свойства, а ремни не изнашиваются от механической работы. Сайт – это программный механизм, не подверженный физическому старению от пробега. Конечно, имеет место устаревание технологий сайта и прекращение их поддержки новыми браузерами и устройствами, но это вопрос как минимум нескольких лет. А для снятия сайта с гарантии в случае отказа клиента от ежемесячного пакета технического обслуживания объективных причин просто нет.

Реальных причин навязывания планового регулярного технического обслуживания обычно две – или желание побольше заработать, ничего не делая при этом, или общая ненадёжность сайтов данного разработчика. В любом случае, если вас пытаются “подсадить” на регулярные платежи – это повод присмотреться и к другим кандидатам.

Разумеется, это всё вопрос приоритетов. Если вы распоряжаетесь достаточным бюджетом и хотите сконцентрироваться на других задачах, возможно вам проще будет платить за пакет технического обслуживания просто чтобы не вникать самостоятельно, а переложить весь вопрос на исполнителя. При этом надо понимать, что пакет услуг по техническому обслуживанию не является панацеей от всех проблем. А если вам попался не совсем добросовестный разработчик, то оплата пакета техобслуживания будет для него отличным “маркером” того, что вы не вникаете в детали и просто платите. Если же хотите платить меньше без ущерба для дела – тогда можно использовать бесплатные альтернативы, описанные выше, и таким образом экономить на пакете технической поддержки от разработчика сайта.

Внимание! Мы не призываем отказываться от услуг специалистов при каждой возможности. Но следует различать реальные задачи типа настройки контекстной рекламы (настроив которую самостоятельно, вы в 100% случаев получите худший результат, потратив при этом больше денег, чем обратившись к специалисту и оплатив его услуги), и задачи, надуманные разработчиком, типа той же ежедневной проверки работоспособности сайта или неких ежемесячных антивирусных действий, якобы проводящихся, а на деле являющихся услугой, устроенной по типу страховки от несчастного случая (вируса). И основной мотив написания этих статей – не научить обходиться без специалистов, а помочь читателю-заказчику лучше разбираться в сути того, что он заказывает.