Джулиан Барнс мне знаком с тех пор, когда я сама только начинала писать. Показала подруге и редактору свой тогдашний сюрреалистический опус, и они синхронно заявили: "Ну, неплохо, но вот возьми Барнса, почитай. Уж если хочешь быть постмодернистом, то ознакомься с тем, как "надо". И я прочитала роман "История мира в 10 1/2 главах". И с тех пор люблю этого писателя.
Мне очень трудно, наткнувшись на его книгу в книжном магазине, не купить ее, потому что я на сто процентов уверена, что понравится. А в сборнике эссе о художниках соединилось воедино два удовольствия - слегка ироничный и захватывающий стиль Барнса и рассказы о любимых и интересных живописцах.
Если Вы, как и я, любите живопись, хорошую литературу и узнавать новые детали и подробности из жизни творческих людей, - эта книга Вам точно понравится. Лично я проглотила ее за один день, хотя она довольно толстая. Вот так выглядит оглавление с перечнем тех мастеров, о которых будет идти речь в книге. О художниках, их работах, характере и стереотипах, окружающих их, как пелена тумана.
Эти эссе, посвященные отдельному художнику, небольшие и прочитываются очень легко. Барнс пишет интересно и захватывающе, так что с искусствоведческими энциклопедиями, порой крайне скучными, эти истории не имеют ничего общего.
Писатель сдабривает каждое свое исследование личной оценкой и сведениями о жизни и творчестве художника, которые не так-то просто найти в общедоступных источниках. Книгу открывает душераздирающее эссе о Жерико и "Плоте Медузы", картине, что называется, написанной на основе реальных событий. Сегодня из истории кораблекрушения и спасения на плоту сделали бы драматический сериал, а тогда Жерико просто написал картину. Рассказ о событиях на плоте Медуза есть в книге "История мира в 10 1/2 главах", но в книге эссе о художниках он тоже вплетен в контекст и общую идею.
Барнс начинает с более-менее классического искусства, переходит к Делакруа и Мане, затем к постимпрессионистам и художникам наби, модернистам и, наконец, к современным авторам.
Я читала раньше биографии некоторых художников, например, знала кое-что о Мане, Дега и Магритт, но Барнс умеет удивлять - ему удалось раскопать факты, которые трогают душу и одновременно заставляют о многом задуматься: о верности призванию, о поисках стиля, о соотношении "человека" и "художника" внутри отдельно взятого Валлоттона или Вюйра.
Это не биографические заметки и не сухие искусствоведческие эссе - это живой отклик Барнса на творчество того или иного художника.
О Сюзанне, Вюйаре и Редоне Барнс пишет так, что они становятся намного ближе к нам. Ты читаешь о том, как Дега четыре часа расчесывал волосы модели, прежде чем начать рисовать, или о том, как Валлоттон разочаровался в семейной жизни и чувствовал себя одиноким, ты читаешь о неудачах художниках, которых очень любишь и считаешь великими, об их слабостях и причудах.
И ты понимаешь, что эти гении были такими же людьми, как и все мы. Со своими взлетами и падениями, со своими тупиками в развитии, соперничеством за внимание внешнего мира и битвами за место под солнцем.
Барнс рассказывает о том, как художники Брак и Пикассо вместе придумали кубизм, а дальше каждый пошел своим путем.
О том, как даже самая простая сценка из обыденной жизни, перенесенная художников на холст, может быть наполнена очарованием и глубоким знанием жизни.
О том, что современное искусство скорее просто развлекает и шокирует нас, чем по-настоящему берет за душу.
Барнс рассказывает, как художники опережали свое время - Одилон Редон, например, в своих нуарах окунался в мир человеческого подсознания, исследуя кошмары и сны задолго до того, как это провозгласили своей задачей художники-сюрреалисты.
Книга читается на одном дыхании и дает заряд энергии, а также повод поразмышлять на тему взаимодействия искусства и реальной жизни. О том, что художники зачастую решали в своих работах какие-то очень специфические вопросы стиля, а не мировые проблемы своего времени. Но нельзя не признать тот факт, что без импрессионистов или кубистов, например, жизнь была бы гораздо более скучной.
Спасибо, что прочитали!