Философская мысль Китая и Индии зародилась на фоне мифологии, это была первая форма общественного сознания. Основное свойство мифологии - неспособность человека выделить себя из окружающей среды и объяснить явление на основе естественных причин, она объясняет явление мира действием богов и героев.
Сама же философия древнего Китая и Индии зародилась из-за возникновения классового общества и государства. Она была обращена на общечеловеческие ценности. Человек должен был овладевать философской мудростью, чтобы получить общечеловеческие ценности. Для этого он учился разбираться: В проблеме, - мира и познания; взаимодействия человека и природы; смысла жизни.
Философия древнего Китая и Индии интересовалась проблемами: Прекрасного и безобразного, добра и зла, справедливости и несправедливости, дружбы и товарищества, любви и ненависти, счастья, наслаждения, страдания и др.
Философия Древнего Китая и Индии носит мировоззренческий характер философского знания.
Идеализм представлен в философии Древнего Китая и Индии в своих разновидностях: как объективный и как субъективный идеализм - это философия йоги, буддизма и джайнизма.
Используемые категории в философии Древнего Китая и Индии:
- Движение
- Противоположность
- Единство
- Материя
- Сознание
- Пространство
- Время
- Мир
Материя рассматривается как некая помеха душе, как некое субстанциальное начало. В решении проблем познания философия Древнего Китая и Индии подчеркивала важность умозрения (рассуждение не основанное на опыте) для решения философских проблем.
При этом исследовалось четыре источника достижения истины:
1. Восприятие;
2. Вывод;
3. Сравнение;
4. Доказательство.
Важная проблема социальной философии - народа и правителя.
Вся духовная цивилизация Древнего Китая и Индии несет в себе обращение к бытию личности, ее самосовершенствованию и самопознанию через уход от материального мира.