Найти тему
Октагон.Медиа

ВПК может поделиться технологиями с «Роскосмосом»

Оглавление
Коллаж на обложке: Анна Бабич
Коллаж на обложке: Анна Бабич

Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин 20 февраля представит президенту России Владимиру Путину доклад о работе госкорпорации и перспективах развития отечественной космической отрасли. От Рогозина ждут информации не только о подготовке ранее заявленных проектов – системы «Сфера», программы строительства сверхтяжёлой ракеты, – но и предложений о развитии прорывных космических направлений. Одним из них может стать использование гиперзвуковых технологий.

Достижения России в работе с гиперзвуковыми технологиями в ВПК привели к появлению ракетного комплекса «Авангард» (поставлен на боевое дежурство в декабре 2019 года в Ясненской ракетной дивизии), противокорабельной крылатой ракеты «Циркон », авиационного ракетного комплекса «Кинжал » и некоторых других видов оружия. О возможности использования высокотехнологичных разработок ОПК в гражданских отраслях не раз говорил российский президент. Для гиперзвука наиболее перспективной областью применения, помимо военной, является космическая отрасль.

Долгий полёт технологии

Возможность прокладывания дороги в космос с помощью гиперзвука изучали ещё в советский период. Одной из наработок советских учёных был проект авиационно-космической системы «Спираль», над которым трудились специалисты ОКБ им. Микояна. Проект предусматривал вывод на орбиту гиперзвуковым самолётом-разгонщиком возвращаемого воздушно-космического летательного аппарата. После выполнения задачи орбитальный самолёт, согласно плану, возвращался в атмосферу, выполняя манёвры также на гиперзвуковых скоростях.

Работа над «Спиралью» началась в 1960-х годах под руководством выдающегося конструктора Глеба Лозино-Лозинского . Но в середине 1970-х она была прекращена во многом из-за позиции тогдашнего главы Минобороны СССР Андрея Гречко , крайне скептически воспринимавшего идею построения гиперзвуковых авиационно-космических самолётов. Гречко так и заявил: «Фантазиями мы заниматься не будем!» – не дав разрешения на очередное испытание летательного аппарата.

Многие наработки по «Спирали» использовались при создании первого и единственного советского многоразового космического корабля «Буран», причём процессом руководил всё тот же Лозино-Лозинский.

Уже на излёте существования Советского Союза, 28 ноября 1991 года, на полигоне рядом с Байконуром впервые в мире прошло испытание в полёте гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ГПВРД). Но сенсации это не вызвало – о событии лишь почти год спустя написал журнал «Техника – молодёжи». Авторы публикации заверяли, что внедрение ГПВРД «позволит долететь из Москвы в Нью-Йорк за 2–3 часа, уходить крылатой машине из атмосферы в космос», отмечая, что «воздушно-космическому самолёту не понадобится ни самолёт-разгонщик ˂...˃, ни ракета-носитель ˂...˃ – доставка грузов на орбиту обойдётся чуть ли не вдесятеро дешевле...»

Как заявил «Октагону» военный историк, директор Музея войск ПВО Юрий Кнутов , многие разработки того периода были свёрнуты по политическим мотивам.

«И тогда, и сейчас использование гиперзвуковых технологий в космической отрасли – вещь дорогая и нерентабельная, поскольку масса полезной нагрузки в случае вывода на орбиту ракеты-носителя с помощью гиперзвукового летательного аппарата пока вряд ли может быть значительной».
Юрий Кнутов
военный историк, директор Музея войск ПВО

По мнению историка, в качестве самолёта-разгонщика уже сегодня можно использовать истребитель МиГ-31 при условии его модернизации.

Штаты ставят эксперименты

За рубежом также совершаются попытки привлечения гиперзвуковых технологий в космические проекты. В мае 2017 года Пентагон поручил концерну Boeing возобновить работу над экспериментальным гиперзвуковым воздушно-космическим самолётом XS-1. Опираться в своей работе Boeing станет на проведённые в 2013 году успешные (как рапортовали генералы Пентагона) испытания ракеты X-51 Waverider на высоте 18 тысяч метров. Те испытания, как считают специалисты военного ведомства США, доказали, что ракета с прямоточным воздушно-реактивным двигателем может быть запущена с самолёта и развить гиперзвуковую скорость – на испытаниях она превысила скорость 5 махов.

Русский «гиперзвук» сбрасывает вес

Соединённые Штаты только-только развернули свою программу создания гиперзвукового оружия, но уже пообещали разместить его поближе к российским границам. Это стало возможным после выхода США из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). Разработкой гиперзвукового оружия в Штатах занимаются как сухопутные силы, так и ВВС. Российское руководство пытается призвать американских партнёров к благоразумию, не забывая, впрочем, о модернизации собственных арсеналов.

Создание новой и более совершенной модели воздушно-космического самолёта американцы планируют к 2023 году. Правда, авиационный эксперт Джеффри Закариас в интервью изданию The National Interest высказал мнение, что постепенный прогресс в развитии гиперзвуковых технологий с помощью «лестничных ступеней» требует десятилетий непрерывного технологического развития. А глава отдела высокоскоростных систем исследовательской лаборатории ВВС США (AFRL) Роберт Мерсье заявил, что «освоение космоса с помощью аппаратов с воздушно-реактивным двигателем – гораздо более отдалённая перспектива», чем использование данных технологий в военной сфере. По мнению Мерсье, «маловероятно, что гиперзвуковые космические аппараты будут готовы ранее 2050-х годов». Он считает, что ведущая стратегия развития гиперзвуковых технологий заключается в том, чтобы начать с малого вооружения, а потом, по мере совершенствования технологий и материалов, расширить их использование до воздушных и космических аппаратов.

Проект «Аврора» – один из самых загадочных в военной истории Америки. Согласно сообщениям СМИ, в рамках проекта был создан стратегический самолёт-разведчик, обладающий возможностями для суборбитальных полётов (в ближнем космосе) на гиперзвуковых скоростях. Несмотря на появляющиеся в военных изданиях США данные об этом самолёте, правительство Штатов и Пентагон отрицают его существование.

Новое приближение к орбите

В России современные разработчики не оставили идею использовать гиперзвук для космических нужд. В марте 2019 года появились сообщения о разработке российской компанией «Исон» (участник проекта «Сколково») беспилотного космоплана, способного совершать манёвры на гиперзвуковой скорости в земной атмосфере и космическом пространстве. Космоплан, по замыслу разработчиков, может выводить на орбиту спутники. В зону пуска доставлять космоплан будет самолёт-носитель, которым вполне может стать М-55 «Геофизика» – высотный дозвуковой разведчик, полагают авторы проекта. Технические характеристики М-55 вполне допускают его использование в качестве самолёта-носителя. Спускать же космоплан на землю разработчики предлагают на парашюте. Не исключено, что глава «Роскосмоса» в своём докладе предложит реализацию подобного проекта.

Космоплан, разработанный компанией «Исон». Фото: сайт «Сколково»
Космоплан, разработанный компанией «Исон». Фото: сайт «Сколково»

От руководителя космической корпорации ждут идей по новой ракете-носителю: нашего ветерана «Протон» вовсю теснит ракета Falcon 9 компании Илона Маска . Не был воплощён проект создания «Ангары», а на «скамейке запасных» пребывает проект ракеты «Амур-СПГ», которую называют самой недорогой и экологичной в мире.

Кроме того, не исключено, что прорыв в космической отрасли последует и по линии создания многоразовых космических кораблей. Как известно, ранее Дмитрий Рогозин давал поручение о разработке новых вариантов такого корабля. В настоящее время корпорация «Энергия» работает над проектом корабля «Орёл» (или «Федерация»).

Частное дело

Другой непростой момент для «Роскосмоса» в том, что соперничать госкорпорации сегодня приходится не только с ведущими зарубежными компаниями, но и с набирающими силу частными инвесторами, стремящимися попасть в космос. В Соединенных Штатах наиболее ярким примером является Илон Маск, который из чудаковатого предпринимателя превратился в уважаемого бизнесмена мирового масштаба. Стоит напомнить, что в начале 2000-х Маск пытался наладить сотрудничество с российскими компаниями для организаций полётов в космос, но не был воспринят серьёзно.

Юрий Мильнер (на фото) и Стивен Хокинг в 2016 году объявили о старте проекта по запуску нанозонда к звёздной системе Альфа Центавра. Фото: Imago/TASS
Юрий Мильнер (на фото) и Стивен Хокинг в 2016 году объявили о старте проекта по запуску нанозонда к звёздной системе Альфа Центавра. Фото: Imago/TASS

Другим известным предпринимателем, развивающим космическое направление, является россиянин Юрий Мильнер , занимающийся бизнесом по большей части за рубежом. Сейчас Мильнер реализует программу Breakthrough Initiatives, в рамках которой идёт разработка концепции межзвёздного флота – кораблей с наноаппаратами, способных передвигаться со скоростью, составляющей 20 процентов от скорости света. В рамках программы средства вкладываются в поиск внеземных цивилизаций, для чего в Австралии и США приобретены мощные оптические и радиотелескопы. Многие направления деятельности программы Мильнера вызывают немалый скепсис, но и первые шаги Маска, который на днях вывел на орбиту очередную партию микроспутников Starlink, воспринимались аналогичным образом.

В России такой частной компанией является МТКС, проектирующая многоразовый космический грузовик «Арго». Возглавляет МТКС Сергей Седов , работавший в своё время на космодроме Байконур. Кстати, в октябре 2020 года появилась информация о том, что «Роскосмос» и МТКС подписали соглашение о сотрудничестве на пять лет. Есть в России и компания «Космокурс», заявившая о намерении развивать космический туризм и занимающаяся такими проектами, как разработка суборбитальной ракеты и капсулы для космических путешественников. Не исключено, что результаты изысканий компании привлекут к ней куда большее внимание и, как следствие, серьёзные деньги.

Делают первые шаги «Лин Индастриал», «Даурия Аэроспейс» и ряд других частников. Если у них появятся серьёзные инвесторы (тем более что у частных компаний нет громоздкой бюрократической структуры, как у «Роскосмоса»), то они будут способны составить конкуренцию «Роскосмосу».

Вопрос: будет ли госкорпорация ждать, пока стартапы превратятся в по-настоящему сильных конкурентов, или первой начнёт работу над прорывными проектами? Они есть в портфеле «Роскосмоса», но всё ещё находятся в подготовительной стадии. Не был реализован проект создания разрекламированной ранее ракеты «Ангара»; неизвестно, как продвигается процесс разработки нового модуля для МКС «Наука» (который должны были запустить ещё в 2017 году), а также какова судьба ракеты-носителя сверхтяжёлого класса «Енисей», предназначенной для полётов к Луне (определить её концепцию в ближайшие три-четыре месяца обещал 16 февраля сам Дмитрий Олегович).

Евгений Берсенёв

Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Youtube: https://www.youtube.com/c/Octagon_media

Facebook: https://www.facebook.com/Octagomedia/

Telegram: https://t.me/octagonmedia

ВКонтакте: https://vk.com/Octagon_media

Instagram: https://www.instagram.com/octagon_media_/