Конечно, нынешняя ситуация с пандемией внесла свои коррективы во все сферы жизни не только Монголии, но и всего мира, коснулось это и такой интересной темы, как заключение брака, однако, жизнь продолжается и по-прежнему есть желающие вступать в официальную семейную жизнь. Одна поправка - количество, естественно, стало меньше, поэтому расскажу о национальных особенностях бракосочетания, с учетов того, как было до начала известных процессов.
Обычно, монголы стараются подгадать с регистрацией брака в дни "Дашням" и "Балжинням" по местному календарю Зурхай, потому как эти дни, по буддийским канонам монголов, считаются самыми благоприятными в году для начала долгой и счастливой семейной жизни .
Именно в эти самые дни в столичном Дворце бракосочетания количество молодоженов возрастает в несколько раз по сравнению с другими днями. Необходимо уточнить, что в Монголии лишь один Дворец бракосочетания на всю страну, а число желающих зарегистрироваться с каждым годом возрастает, поэтому в эти дни его работа начинается очень рано, а двери открываются перед молодоженами уже в три часа утра. Церемонии бракосочетания непрерывным потоком продолжаются вплоть до позднего вечера (до 23.00).
Середина августа, конец сентября - начало октября считаются среди монголов удачным временем для такого серьезного предприятия, каким есть свадьба. Эти даты называются «балжинням» и «дашням». Согласно монгольским традициям и астропрогнозам , браки, зарегистрированные именно в эти дни приносят молодым наибольшее счастье и удачу. Возможно это и суеверие, однако многие поколения ему верили и до сих пор стараются придерживаться.
Сегодняшние обычаи, конечно, стали проще, чем раньше, но вот, как и раньше, благословение родителей будущие супруги получат только после того, как пройдут сверку по восточному календарю, то есть жених с невестой должны подходить друг другу только если родились в подходящие годы.
Если спросить монгола, когда он родился, он сходу назовёт не только год, месяц и число своего дня рождения, но и время. Именно точная цифра рождения на свет является определяющей не только в жизни, но и в браке. По монгольским традициям, только люди совместимые по восточному календарю могут быть счастливыми в браке.
В классическом, то есть в традиционном, варианте, в Монголии, при изъявлении желания молодым человеком женится отец начинает активно искать невесту. В случае удачных поисков потенциальной невесты, сват начинает относить ей подарки, которые в Монголии называются «хадак». В случае если невеста их приняла, то это говорит о её согласии и наступает время для переговоров по поводу приданого.
Раньше, до свадьбы, невеста не знала жениха, могла его себе только представить по рассказам родственников и знакомых. Сейчас, как правило, такого обычая мало кто придерживается.
Обряд бракосочетания состоит, как и у многих народов, из двух частей: регистрации и собственно самой свадьбы.
После стандартной регистрации в Дворце бракосочетания и обмена кольцами, всех приглашают в приемный зал. Что интересно, в Монголии свидетельства о рождении и о регистрации брака оформляют на кириллице и старомонгольском языке. В приемном зале родители супружеской пары преподносят им хадак (длинный узкий платок) и пиалы с молоком.
После церемонии регистрации новобрачные, как правило, в Улан-Баторе посещают площадь Сухэ-Батора и монастырь Гандан. Традиционным является возложение цветов, кормление голубей и фотосессия у памятника Чингисхану. В других городах и сомонных центрах, где еще нет своих дворцов бракосочетаний, церемония происходит в здании Исполнительного управления хуралов народных депутатов. И там присутствует своя программа посещения, все зависит от того, что есть поблизости.
Одной из сохранившихся древних традиций, без которой стараются не обходиться и сегодня, есть начало свадебной церемонии когда так же, как в старину, молодая чета торжественно разжигает огонь в очаге новой квартиры, невеста готовит первый чай и угощает всех гостей. Начинается свадебное торжество, на котором родные и близкие новобрачных, высказывая пожелания, преподносят им подарки.
Традиционным пожеланием молодоженам на монгольской свадьбе можно часто услышать - «Пусть у вас будет полное одеяло детей!». А чтобы оно сбылось, на кусок белого войлока, который будет прикрывать сверху юрту молодоженов, сажают, сколько уместится, детей. Затем гости, держа войлок за концы, пытаются поднять его над землей как можно выше.
Важным моментом свадьбы, которого стараются также придерживаться, есть то что когда приходит время свадебного застолья, невеста сидит за занавеской и в празднике не участвует. А по правилам приличия до захода солнца свадебное торжество должно закончится. Перед тем как молодые покинут церемонию и отойдут к свадебному ложе, мама жениха на край подола невесты кладет топор или камень со словами: «Семья эта спаяно крепко, как железо или камень, так будь, моя дочь, в семье этой женой уважаемой, доброй и преданной».
Первое совместное утро молодая жена должна встретить раньше всех, при этом успев приготовить чай, ведь теперь хозяйкой дома становится она. Но спустя еще три дня она должна ходить с закрытым лицом и не показывать никому, пока на четвертый день не приедет отец.
Для некоторых читателей будет непривычным и тот факт, что медовый месяц молодые проводят в доме жениха, в течении которого выслушивают советы родителей. После окончания его, молодые едут к родне невесты, где им дарят много подарков и тогда они уже могут жить отдельно.
Еще одной особенностью монгольской свадьбы есть звучащая протяжная песня - Уртын дуу, которая обязательно присутствует на всех церемониях такого рода (также и таких как установка юрты, рождение ребенка и т.д.). Считается, что эта песня имеет историю, насчитывающую более двух тысяч лет. Ее упоминание встречается в литературе тринадцатого века. Также уртын дуу можно услышать во время национального праздника Наадам.
Видео в тему: