Сейчас это звучит странно, но если бы у жены соправителя Петра I Ивана V родился хоть один мальчик, то Петр I был бы вынужден уйти в монастырь, оставив русский престол прямым наследникам.
Иван V был старшим единокровным братом Петра и по праву рождения на царство был первым. Вот только умом и здоровьем Иван был слаб и в единоличные правители огромного государства не годился. Тогда и было решено сделать тогда еще малолетнего Петра соправителем Ивана. Хотя на самом деле страной правила их сестра, царевна Софья.
Петр рос и становился угрозой для Софьи, которая расставаться со своей властью совсем не желала. И тогда Софья, следуя совету своего полюбовника и фактического соправителя Василия Голицина, решила женить Ивана. Расчет был на то, что у Ивана родится прямой наследник и Петр окажется на престоле совсем лишним. Пока же сын Ивана будет расти, Софья с Голицыным будут беспрепятственно править.
Сам Иван жениться не особо стремился, так как был болен цингой, эпилепсией, почти слеп и было ему совсем не до производства на свет наследников престола. Но противостоять грозной воле старшей сестры он не посмел и послушно женился.
В мужья Ивану выбрали Прасковью Александровну Салтыкову. По воспоминаниям современников, она была очень красива, мила и весела в общении. Выбрала в мужья брату ее царевна Софья, так как Иван по причине своего слабоумия на такое важное решение был совершенно неспособен.
Двадцатилетняя Прасковья замуж за Ивана выходить не желала, говорила, что скорее умрет, чем за хилого и хворого пойдет. И ее выдали замуж насильно. Она тоже смиренно покорилась чужой воле, хотя злобу и обиду явно затаила.
Чтобы Прасковья получила почитаемое у Романовых отчество Фёдоровна, ее отца из Александра переименовали в Фёдора.
Венчали Ивана и Прасковью 9 января 1684 года. Долгожданная же беременность наступила лишь спустя пять лет. На свет появилась Мария. Затем Прасковья рожала по девочке почти каждый год: Феодосия, Екатерина, Анна, Прасковья. Из пяти дочерей выжили только три.
Иван V скончался в 1696 году, через 12 лет после свадьбы. Став вдовой, Прасковья перебралась вместе с малолетними дочерьми в царскую усадьбу в селе Измайлово, где и зажила богато, как великой государыне и полагается. Царский титул свой она тоже сохранила и осталась ее величеством государыне царицей Прасковьей Федоровной до конца своих дней, коих судьба ей отмерила весьма щедро.
Прасковья была воспитана в старомосковском духе, набожна и суеверна. Но несмотря на это, реформы своего свояка-императора она восприняла благосклонно и всячески его поддерживала. Было ли это искреннее повеление ее души или же обычная житейская хитрость и понимание, что плетью обуха не перешибешь? Быстрее всего, и то и другое.
Царица Прасковья переоделась в европейские наряды, дочерей своих учила тоже на европейский манер: не просто грамоте, но и языкам, наукам, светскому общению. На петровских увеселениях, кои те, что за старые обычаи стояли, бесовскими называли, царица Прасковья тоже вовсю развлекалась и даже шутихой переодевалась.
Сама же царица Прасковья во многом так и осталась самодурствующей московской боярыней, у которой в голове причудливо перемешались европейские монплезиры и старорусские обычаи.
Примером тому может послужить дело Василия Деревнина, которое случилось в 1722 году, незадолго до смерти Прасковьи. Этот ушлый представитель самого низшего класса российского чиновничества похитил зашифрованное письмо Прасковьи к ее фавориту и управляющему Василию Юшкову, за что был схвачен слугами Прасковьи и долго пытан. Досталось и всей семье Деревнина.
Затем к делу подключились свояки Прасковьи из Тайной канцелярии, которые арестовали Деревнина и посадили в камеру. В камере к нему принесли уже к тому времени обезножевшую Прасковью, которая самолично избила Деревнина в кровь палкой. Ее же прислужники, по ее приказу, жгли лицо несчастного свечой, затем облили его водкой и подожгли.
Сотрудники Тайной канцелярии в жестокую расправу над заключенным не вмешивались, лишь вышестоящему начальству доложили. Ворвавшийся в камеру вышестоящий начальник генерал-прокурор граф Ягужинский вырвал Деревнина из рук его мучителей и долго прятал несчастного в своем доме, так как царица Прасковья все никак не могла угомониться.
История эта получила огласку. Было даже заведено уголовное дело, которое шло черепашьим шагом — у Прасковьи и здесь было много свойственников. Когда царица умерла, дело и совсем потихоньку прикрыли.
Не стало царицы Прасковьи в 1723 году. По слухам, основной причиной ее кончины стало беспробудное пьянство, которое и привело сначала к болезни ног, а потом и к смерти.
Хоронили ее пышно. Это были первые царские похороны в Санкт-Петербурге. Петр I тщательно следил за приготовлениями к церемонии и самолично присутствовал на погребении.
Пройдет всего семь лет и в 1730 году на русский престол взойдет дочь Прасковьи, Анна Иоанновна. Ее внучка, дочь Екатерины, Анна Леопольдовна, тоже будет править Россией, но совсем недолго.
Анну Леопольдовну и ее сына, императора-младенца Ивана VI, свергнет дочь Петра I Елизавета, чем и положит начало эпохе государственных переворотов, которая закончится лишь в марте 1801 года убийством Павла I.
Еще на канале по теме: