В существование и особую опасность вируса COVID-19 поверили практически все. За исключением, разве что, адептов секты «масонского заговора» и президента одной славянской державы, который предлагает лечить больных трактором. Заболевание легко передается по воздуху и может привести к смерти. И тут уж не до шуток, песен, плясок и прочих увеселений. О них мы вспомнили не зря, так как в статье речь пойдет о представителях индустрии развлечений. Карантинные меры и панические настроения нанесли урон, последствия которого неотвратимо изменят будущую картину этой немаловажной сферы человеческой деятельности.
Ситуация стремительно ухудшается с каждым днем. И если еще на прошлой неделе многие рассчитывали на стабилизацию ситуации, то уже сегодня всем становится ясно, что «лифт» по-прежнему мчится во мрак «подземелья драконов». Об этом говорят не только отечественные, но и западные информационные агентства. В частности,сотрудники популярного издания Variety провелисобственное исследование медиарынка и подготовили неутешительный прогноз для работников сферы и потребителей услуг. Мы постарались выбрать самые значимые моменты аналитического отчета и предлагаем вам ознакомиться с ними прямо сейчас.
Авторы уверены в том, что сложившаяся ситуация кардинально изменит индустрию развлечений. Так, как раньше, уже не будет никогда. Кардинальные перемены уже происходят на всех направлениях. Лавина проблем, которые обрушились на представителей шоу-бизнеса, сметает целые отрасли, не оставляя шансов на выживание или переформатирование структур. Самые критическиевопросы, которые необходимо решать немедленно, входят в следующий список:
• кого увольнять в первую очередь;
• как остановить огромные финансовые потери;
• что делать в случае с «эффектом домино», во время которого разрушаются не только отдельные элементы, но и тщательно выстроенные и слаженно работавшие механизмы.
И виной тому не только отмены, переносы и отказы в проведении мероприятий. Нарушена вся цепочка взаимоотношений, разорваны договора, сделки и контракты. Медиасфера связана по рукам и ногам. И если крупные представители бизнеса несут потери, то мелкие игроки просто исчезают. В полном мраке нет никакой определенности. Опрошенные сотрудниками Varietyменеджеры и продюсеры сходятся во вменении, что в данной ситуации выжить смогут только самые мощные структуры. Начинающие, региональные и потерявшие популярность направления останутся за бортом. И речь идет не только о мелких шоу. В одном из прогнозов высказывают предположения о том, что мы будем наблюдать закат эры телевидения. Пессимисты ссылаются на то, что не один десяток сериалов остановлены на стадии сценария. А если учесть, что основная доля из них — это пилотные проекты, то картина сгущается еще больше. Но есть среди экспертов и те, кто считает, что сфера успешно адаптируется. Будущее, считают они, за потоковым онлайн-вещанием, которое удержит TV на плаву.
А вот массовые развлечения не вызывают оптимизма у профессионалов индустрии. И первые ласточки уже есть. Компании начинают сокращать обслуживающий персонал парков, центров, кинотеатров. Корпорация Disney пока выполняет обязательства и выплачивает оклады своим сотрудникам. Но так везет не всем. Работники, которые заняты обслуживанием грандиозного фестиваля SXSW, получили извещения об увольнении. Кинотеатры сокращают штат и закрываются. Без стабильного дохода остаются тысячи людей. Еще совсем немного, и начнутся необратимые процессы, которые способны уничтожить эту сферу услуг.
Производители контента переживают не лучшие времена. Карантин заставил остановить многие проекты. Закрыты студии, кабельные каналы и стриминговые площадки. Тех, кого невозможно привлечь к удаленной работе, просто выживают. В анонимном интервью один из работниковмедиакомпании рассказал о том, что многие боятся уходить на больничный. По его словам, вернувшись к работе, можноостаться без компенсации. Твоя болезнь — твоя проблема. Это выглядит особенно цинично в период стремительногораспространения опасного вируса.
Кризис затронет и более авторитетных представителей индустрии. Изменение формата, перераспределение затрат, абсолютные хаос в графиках и расписаниях смогут пережить далеко не все проекты. Немногочисленные сериалы, которые не отложат в стол, будут выходить в стриме. На первый взгляд проблема не так критична. Но стоит учесть, что для воплощения масштабных проектов тратят огромные средства. От проката зависит доходность бизнеса. Стриминг — это всего лишь шанс уменьшить потери. Платформы не смогут заменить полноценный прокат. Не выйдет получить даже минимальную прибыль.
Неутешительный прогноз относится и к завершениюпериода карантинов. Как это не прискорбно, но даже благополучный выход из коронавирусной депрессии не станет эпохой великого взлета. Нас ждет полный упадок в индустрии развлечений. Многие мероприятия конференции, выставки, фестивали и церемонии награждения просто исчезнут. На сегодняшний день о переносе заявили организаторы Каннского кинофорума и международного конкурса «Трайбека». Аналитик известной компании Tubular Labs утверждает, что менее значимые события, которые можно отменить, обязательно отменят. Проблему будут у всех, кто не входит в топ популярности. Вопрос проведения летней Олимпиады в Токио под большим вопросом. Игры перенесли на 2021 год. Такие грандиозныесобытия наполняли медиасферу. Их отсутствие «обнажит многие проблемы устаревшего телевизионного бизнеса». Так считает один из ведущих аналитиков Barclays.
Настоящей катастрофой станет перенос международных соревнований для NBCUniversal. Компания Comcastобладает эксклюзивными правами трансляции спортивного события вплоть до 2034 года. Огромные средства вложены в рекламу, разработку сети вещания, создание собственного стриминг-проекта Peacock. Именно Олимпиада должна была стать главным толчком в продвижении потокового мультимедиа. Компания несет огромные убытки, последствия которых скажутся на всех сферах деятельностимедийного гиганта.
Схожие проблемы переживает компания AT&T, которая собиралась запустить платформу онлайн-вещания HBO Max. Эксперты считают, что причина в приверженности медиахолдинга к займам. Проверенная стратегия сыграла злую шутку с поставщиком услуг. Сейчас наблюдается сокращение во всех сферах деятельности компании. И процесс этот только ускоряется. Так считает аналитик MoffettNathanson.
Особой графой стоит отметить перенос проката многих кинопроектов. Только на промо фильмов уже вложены колоссальные средства. Задержки релизов приносят убытки, которые увеличиваются каждый день. А кризис еще не пройден. Количество проектов, которые откладывают реализацию, становится все больше. В списке претендентов на повторный промо диснеевкая «Черная вдова» и «Мулан». Начинать новую маркетинговую компанию придется студии Universal со своим девятым «Форсажем» и MGM с двадцать пятым «Бондом».
Крупные компании составляют планы премьер на годы вперед. Аналитики утверждают, что это еще одна ловушка, в которую попались практически все производители кино. Поклонникам франшиз придется мириться с тем, что многие премьеры их любимых лент и сериалов буду переносить еще очень долго. Ведь очередь из кандидатов на зрительское внимание растет. Нужно постоянно учитывать не только свой график, но и премьерные показы конкурентов.
Эта проблема, как и все предыдущие, в первую очередь ударит по самым мелким представителями индустрии. Такие компании, как Lionsgate и А24 завязаны на обороте. Для них очень важны средства, которые они получают от проката. В период, когда наглухо закрыты самые прибыльные кинотеатры Лос-Анджелеса и Нью-Йорка, дохода не жди. Производители не смогут погасить долговые обязательства и столкнутся с реальным провалом в финансовых отчетах. Эта волна прокатится по всей индустрии, сметая тех, кто неуверенно стоит на ногах.
Эксперты утверждают, что одной из немаловажных проблем станут последствия глобальных слияний и поглощений, которые прошли накануне эпидемии. Крупные корпорации еще не успели погасить все долги своих сателлитов. В самом разгаре реструктуризация структур, расширение сферы деятельности отдельных подразделений. И тут приходится сворачивать мероприятия, фестивали, прокаты, выставки, конференции. Процесс получения прибыли от поглощения откладывается на долгий срок. Владельцы будут вынуждены замораживать проекты, которые были перспективны еще вчера. Профессор Университета Джорджтауна Д. Энджел сравнивает эту ситуацию с лесным пожаром, в котором огонь быстро переходит от одной сухой ветки к другой, оставляя ожоги на живой кроне.
Миллиардные убытки терпит индустрия развлечений. В голливуде закрыт популярный парк Universal Studios, остановлена работа «Диснейлендов» по всему миру. Компания прекратила продажу билетов на круизы DisneyCruise Line. Согласно финансовых отчетов компании за прошлый год, эти направления принесли ей более 45% прибыли. По самым скромным подсчетам один день простоя приносит корпорации Disney убытки в размере от 20 до 30 миллионов долларов.
Аналитики из Variety уверены, что индустрию ожидает грандиозный кризис. Вопрос только в том, когда он разразится. Если случится чудо и медики смогут взять под абсолютный контроль распространение коронавируса, а кинотеатры и развлекательные центры мгновенно приступят к работе, то еще некоторое время люди будут привыкать с новой ситуации. Растерянность может длиться неделями. Этого вполне достаточно, чтобы эхо событий распространилось на долгие годы. Профессор бизнес-школы при Мичиганском университете Э. Гордон справедливо утверждает, что пандемия создала «глобальную неопределенность», которая значительно превышает всенеблагоприятные события за последние двадцать лет. Рынки очень хорошо чувствуют расплывчатую и неясную ситуацию. И обязательно среагируют падением.
Тревогу вызывают самые незначительные предпосылки. Ситуация атипична. Аналогов ей нет. Эксперты не знают, как быстро люди смогут вернуться к любимым массовым развлечениям после окончания эпидемии. И случится ли это в принципе. Страх за собственное здоровье может изменить привычки и пристрастия обывателей. Глобальный кризис стал причиной ухудшения благосостояния потенциальных посетителей кинотеатров, шоу и парков. Даже те, кто захочет вернуться к привычному отдыху, могут остаться без средств для воплощения своих желаний.
Многие скажут о том, что эти проблемы слишком надуманы, по сравнению с падением экономики и катастрофическим состоянием медицины. Но не стоит забывать, что в индустрии развлечений работают миллионы людей. И прежде всего кризис ударит по ним. Крупные компании пострадают значительно меньше простых сотрудников, которых уволят и оставят без средств к существованию.
Несмотря на апокалиптичность прогнозов, которые собрали эксперты Variety, во всей этой ситуации есть и обнадеживающие факторы. Стабильность положения крупных корпораций пошатнется. В игру могут вступить креативные игроки, которые сумеют быстро адаптироваться к ситуации и заставят монстров считаться с собой. Это может стать зарождением эпохи совершенно новых отношений и проектов в индустрии развлечений.
Потрясения обязательно приведут к значительным переменам. Голливуду привыкать к новым реалиям будет значительно сложнее, чем молодым игрокам сферы развлечений, которые не отягощены традициями, шаблонами, устоявшимися связями и взаимными обязательствами. Это шанс для них заявить о себе и занять важное место в новом мире.