Клод Моне считается эталонной фигурой импрессионизма. Именно его художественные идеи стали центральными принципами этого нового направления живописи. Первый из них заключается в том, что надо писать под открытым небом, на пленэре. Конечно, сейчас этим никого не удивишь, но для того времени это была героическая инновация, потому что до того #картины писали в мастерской.
Художник стремился уловить на кончик кисти всё, что происходит в природе и современной жизни нового Парижа. Клод Моне не был теоретиком, не писал никаких правил. Всё делал практически: глазами и кистью. Для него было очень важно добиться чистого сияния цвета и передать момент того, что есть здесь и сейчас.
Он неустанно варьировал один и тот же сюжет в своих картинах и к 1877 году пришел к идее серийности. Она стала ещё одним импрессионистическим принципом и заключается в том, что ничего постоянного в видимом облике жизни не существует. Всё находится в динамике. Вид утром одного и того же объекта отличается от вида вечером, вид в тумане - отличается от вида в солнечный полдень. Дело живописца улавливать эти быстро меняющиеся состояния объекта при разном освещении, атмосфере и показывать, как это всё бесконечно изменчиво.
Первая серия Клода Моне была посвящена железнодорожному вокзалу Сен-Лазар. Там тоже всё меняется и всё подвижно. И именно это привлекло художника. Современная жизнь, как она есть, к этому добавляется ещё и техническое начало: железная дорога, паровоз, пар, железо, движение. Для взгляда импрессиониста, который вместе с тем хочет уловить ритмы и дух новизны - это, конечно, бесценно. Тяжелые паровозы с мощными фонарями, уходящая вдаль перспектива вагона вызывают у Моне неудержимое желание написать парижский вокзал.
На этот счет есть даже небольшое сказание.
В один прекрасный день Клод Моне надевает свой лучший костюм и самую чистую рубашку, берет тросточку и отправляется к начальнику железной дороги на Сен-Лазар.
“Я художник, и я хочу написать ваш вокзал!”
Очевидно, что начальник вокзала был мало знаком с живописью, и ему никогда бы не пришло в голову, что такое можно писать. Но надо сказать, что эта выходка произвела на него такое впечатление, что Моне создали все условия для работы. Вплоть до того, что машинисты старались пускать пар изо всех сил, а иногда даже задерживали отправление поезда, потому что художник ещё не дописал. Так возникла серия “Вокзал Сен-Лазар” из 12 картин . Вот некоторые из них:
Необычайно интересно в этих картинах клубится пар и живет под стеклянным потолком здания вокзала или летит в небо и плавно растворяется, купаясь в солнечном сиянии. Клод Моне говорил: “Я пытался сделать невозможное - написать сам свет”. На мой взгляд, ему это безусловно удалось.