1. годы мировой войны с 1914 по 1915 год
Следующий этап в истории русских бронепоездов пришелся на период 1. мировой войны на этот раз,и их проектирование не осталось только на уровне теоретических соображений или проектов.
Первый бронепоезд русской армии построили уже в начале августа 1914 года, следовательно, в самом начале боевых действий 9-го железнодорожного батальона в Тарнополе . Интересно, что часть ее элементов поступала от противника. Первоначально состоял из трофейного австрийского паровоза, несущего броню, и трех вагонов, одного пушечного и двух пулеметных. Все его вооружение состояло из трофеев, добытых у неприятеля. Орудийная машина состояла из плоскодонки с защищенным шасси, на которой в броневой надстройке на вращающейся платформе размещалась Австро-Венгерская легкая полевая пушка М. 5/8 калибра 76,5 мм. Пулеметные грузовики были вооружены крупнокалиберными пулеметами типа Schwarzlose M. 7/12 калибра 8 мм. Согласно сохранившимся фотографиям, на их крыше располагалась вращающаяся бронированная башня с открытой пулеметной бойницей или крытым отражателем. Локомотив защищали листы броней на толщину 15-20 мм, боевые машины, толщиной 10-12 мм. Экипаж состоял из 2 офицеров и 46 матросов. Поезд был приписан к 3-й армии, а его первым командиром был назначен лейтенант Белов . Действовал во Львовском пространстве , где в ходе наступления на Станиславув завоевал неожиданным выпадом важный мост, который позволил русским войскам быстро занять город. За этот поступок Белов был награжден Георгиевским крестом. (в 1916 году он получил еще одну пушечную тележку, новый локомотив типа ИС русского производства и, русское вооружение. )
В ноябре 1914 года он действовал по приказу командира 6-й Сибирской дивизии 4. Под Лодзью ( Варшава ) быстро построили бронепоезд, состоящий из двух бронированных угольных вагонов типа Foks – Arbel и пассажирских локомотивов типа Ja . каждый из вагонов был вооружен одной 37-мм морской пушкой и четырьмя крупнокалиберными пулеметами. Броня имела толщину 7-12 мм, а экипаж состоял из 102 человек. Первый раз был оперативно развернут 19. – 24. ноября на станции Колюшки в районе Лодзи , весной 1915 года участвовал в боях за Варшаву и Ивангород . В августе 1915 года он был передан в морской полк особого назначения, в котором затем воевал до конца войны. Его характерной чертой является белый якорь, на бедрах которого нарисованы матросы. В течение 1915 года поезд был усилен – получил третий бронеавтомобиль той же конструкции и вооружения, что и два последних.
Далее бронепоезд, произведенный в начале августа 1915 года . . В августе вступил в бой под Брестом, причем решительным образом. Мало того, что он сумел отбить три немецкие атаки, целью которых было уничтожение Переславского пехотного полка , но в последующей контратаке даже сумел захватить их исходные позиции. Вскоре после этого он был переведен в 5-й Сибирский железнодорожный батальон, вместе с ним был переброшен в Ригу и здесь был включен в состав бригады крепости Усть-Двинск . Этот бронепоезд был собран из двух бронированных пулеметных вагонов, вооруженных каждый тремя крупнокалиберными пулеметами, одного открытого пушечного вагона с 76,2 -мм горной пушкой vz. 09 на колесном лафете локомотивов типа Ov . броневые плиты толщиной 4 – 5 мм крепились к основанию из дубовых досок толщиной 102 мм. Экипаж состоял из 2 офицеров, 37 солдат , 6 артиллеристов и 7 железнодорожников.
Наиболее широкое развертывание русские бронепоезда получили на полях сражений Юго-Западного фронта , где имелись наиболее подходящие условия относительно плотной сети железных дорог. Весной 1915 года действовали в районе Кракова 2 бронепоезда. Сибирского железнодорожного батальона (изначально импровизированный бронепоезд, построенный в качестве резервного при обороне в осажденной австро-венгерской крепости Перемышль), Сибирский железнодорожный батальон и обе эти части были тогда в мае того же года развернуты для прикрытия отхода русских войск от Перемышля .
Большая боевая эффективность, значительные оперативные возможности их применения и несомненный успех мероприятий, на которых они были задействованы, среди которых особенно выделялся рейд бронепоездов. Сибирский железнодорожный батальон зашел в тыл австро-венгерских войск в районе города Красныстава , эти события явились причиной принятия решения о оснащении каждого железнодорожного батальона бронепоездом. Это, однако, уже не на импровизированные постройки, построенные самостоятельно, а серийные постройки по заранее подготовленному и продуманному плану.
Спасибо что дочитали до конца! Понравилась статья? Поставь лайк и подпишись !!!