Упрощенное (письменное) производство - это специальный порядок рассмотрения административных дел БЕЗ ПРОВЕДЕНИЯ судебного заседания и ВЕДЕНИЯ ПРОТОКОЛА, который, в отличие от приказного производства, предполагает НАЛИЧИЕ СПОРА.
Административное дело может быть рассмотрено судом ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ в порядке упрощенного (письменного) производства (в апелляции и кассации нет) когда:
- всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным;
- #ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела;
- указанная в административном исковом заявлении общая СУММА ЗАДОЛЖЕННОСТИ по обязательным платежам и санкциям не превышает 20 000 рублей, в частности, в порядке упрощенного (письменного) производства подлежат рассмотрению административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций в сумме, не превышающей 20 000 рублей, в случае, если в принятии заявления о вынесении судебного приказа по данным требованиям отказано или судебный приказ отменен (часть 1 статьи 291 КАС РФ);
- в судебное заседание НЕ ЯВИЛИСЬ ВСЕ ЛИЦА, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц (часть 7 статьи 150 КАС РФ);
- заявлено требование территориального органа федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов о взыскании расходов на привод (часть 1 статьи 120 КАС РФ);
- при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта имеются основания, предусмотренные частью 5 статьи 216 КАС РФ.
НЕ ПОДЛЕЖАТ РАССМОТРЕНИЮ в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела, указанные в главах 24, 28 - 31.1 КАС РФ, а именно:
- О защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
- О помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или в продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении.
- Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
- О госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке
- О госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке
- О защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни.
Суд, при наличии соответствующих оснований, выносит подлежащее направлению лицам, участвующим в деле, ОПРЕДЕЛЕНИЕ о принятии административного искового заявления к производству, о подготовке административного дела к судебному разбирательству, о принятии административного искового заявления к производству и подготовке административного дела к судебному разбирательству.
Так как ВОЗРАЖЕНИЯ административного ОТВЕТЧИКА относительно рассмотрения административного дела в данном порядке являются безусловным препятствием для такого рассмотрения, переход к рассмотрению дела в порядке упрощенного (письменного) производства осуществляется лишь после вынесения указанного выше определения и по истечении срока для представления возражений.
Неполучение административным ответчиком копии названного определения по обстоятельствам, зависящим от него, в том числе в связи с отказом от его получения, само по себе не служит препятствием для рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
В этом случае #суд вправе перейти к рассмотрению административного дела после получения доказательств отказа административного ответчика от получения соответствующего почтового отправления либо доказательств возвращения данного почтового отправления ввиду истечения срока его хранения.
Кстати, возражения лица, участвующего в деле, относительно рассмотрения административного дела в данном порядке не являются безусловным препятствием для такого рассмотрения.
#НЕЯВКА в судебное заседание всех лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте его проведения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, а также их представителей является основанием для рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
ПЕРЕХОД К РАССМОТРЕНИЮ административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства на основании осуществляется судом при соблюдении следующих условий:
- рассматриваемое #административное дело не относится к категориям дел, не подлежащих рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства (часть 2 статьи 291 КАС РФ);
- явка не явившихся в судебное заседание лиц не является обязательной в силу закона (не признана судом обязательной);
- имеются доказательства надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, и их представителей о времени и месте судебного заседания;
- отсутствуют ходатайства об отложении судебного разбирательства, подтвержденные доказательствами, свидетельствующими о наличии уважительных причин неявки в судебное заседание.
Согласно Закона, суд по ходатайству заинтересованного лица может вынести ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТ ОТМЕНЕ РЕШЕНИЯ СУДА, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и О ВОЗОБНОВЛЕНИИ рассмотрения административного дела ПО ОБЩИМ ПРАВИЛАМ административного судопроизводства ЕСЛИ:
- после принятия решения поступят #ВОЗРАЖЕНИЯ относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или НОВЫЕ #ДОКАЗАТЕЛЬСТВА по административному делу (в том числе доказательства, свидетельствующие о наличии уважительных причин неявки в судебное заседание, в котором разрешен вопрос о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощенного (письменного) производства), направленные в установленный законом срок,
- в течение 2-х месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 КАС РФ.
ВАЖНО, что #судебное решение отменяется лишь, когда:
- поступившие после принятия решения возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства подтверждают наличие соответствующих оснований для рассмотрения дела по общим правилам административного судопроизводства;
- указанное выше заявление подано лицом, не привлеченным к участию в административном деле, о правах и об обязанностях которого принято решение;
- поступившие после принятия решения новые доказательства признаны судом имеющими существенное значение для рассмотрения и разрешения данного административного дела.
Верховный Суд РФ особо отметил, что Определение о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства может быть вынесено в следующих случаях, когда:
для правильного разрешения административного дела необходимо истребовать доказательства;
невозможно осуществить обмен доказательствами между сторонами в сроки, предусмотренные частью 5.1 статьи 292 КАС РФ, даже после их продления судом (например, в случае представления в суд обоснованного заявления стороны о невозможности получения ею почтовой корреспонденции в соответствующие сроки);
необходимо привлечь к участию в деле заинтересованных лиц;
сторонами выражены намерения к заключению соглашения о примирении.
#упрощенное производство #административная ответственность #правовая среда