Найти тему

Почему комнаты в коммунальных квартирах подорожали

Комнаты в старом фонде Петербурга серьёзно подорожали. Как свидетельствуют данные агентств недвижимости, их стоимость сравнялась с ценой однокомнатной квартиры в спальном районе. Выросла стоимость даже тех объектов, которые раньше никто не рассматривал. Какие причины повлияли на спрос и где выгоднее купить квартиру – расскажем в этом выпуске.

Самыми «дорогими» и востребованными до сих пор остаются Центральный и Петроградский районы. Недёшево обойдётся жильё на Петроградской стороне. Эти локации ценны хорошей социальной и транспортной инфраструктурой. Даже комнаты там дороже квартир в пригородах, рассказал Авторадио президент ассоциации риелторов Петербурга и Ленобласти Игорь Горский.

Игорь Горский: «Действительно есть комнаты в малонаселённых коммунальных квартирах в центре Петербурга. У них хорошие видовые характеристики, высокие потолки, отличное зонирование. И есть достаточно плохие квартиры-студии. Конечно, в таком случае комната будет дороже. Не всегда наши граждане готовы жертвовать транспортной доступностью и близостью к историческим местам в угоду собственного отдельного жилья. Мы не можем говорить, что комнаты всегда дороже, но они и в правду подорожали — пошли вслед за другими сегментами недвижимости».

Сейчас комнаты площадью 20-25 квадратных метров в старом фонде в двух-четырёх-комнатных квартирах стоят от 3 до 5,5 млн рублей в зависимости от локации и дома. Таким образом, стоимость «квадрата» в них порой достигает цены квадратного метра в бизнес-классе на первичном рынке.

Рост цен спровоцировал бум на первичное жильё. Риелторы выделяют три покупательных волны, после которых выросла стоимость не только новостроек, но и вторички.

Игорь Горский: «Первая — это субсидирование ипотеки. Из-за пандемии возник отложенный спрос. Люди, к счастью, женятся, к несчастью, разводятся. Всегда нужен большой маневренный фонд, чтобы они могли решать текущие задачи. В течение полугода граждане не могли этого сделать, и в начале июля, в августе спрос единомоментно обрушился на рынок. Второй момент — девальвация рубля. Изменились цены на валютном рынке, и это сподвигло россиян к более активному приобретению недвижимости. Последняя волна — это ноябрь-декабрь — возникла из-за уменьшения объектов с ликвидными характеристиками».

По данным финансового института развития в жилищной сфере «Дом.рф», 70% объектов с вводом в 2021 году уже раскуплено. На рынке остаётся только недвижимость, которую застройщик обещает сдать к 2022-2023 году. Не все готовы долго ждать, кому-то квартира нужна уже сейчас. Спрос растёт, и продавцы увеличивают цену. Это коснулось даже «неликвида», поражается Игорь Горский.

Игорь Горский: «Выросли в цене даже те объекты, которые раньше никто не приобретал: с не очень хорошей локацией, старым бэкграундом, плохой историей. Зачастую они даже не до конца сформированы. Не подведено тепло, нет водоотведения. Застройщик всё это доделывал на ходу, при этом автоматически продавая. Если прежде никто бы и смотреть не стал в сторону такого жилья, то теперь люди понимают, что всё равно объект закончат, цена на него вырастет в ближайшее время. Это служило стимулом для покупки».

Люди вывернули карманы, разбили копилки ради низкой ставки по ипотеке. Как результат – огромный скачок цен. Ждать спада в ближайшее время не приходится, но ситуация всё же стабилизируется.

Игорь Горский: «Мы уже фиксируем стагнацию на рынке. Стагнация — это остановка роста, то есть мы не говорим, что понижается цена. Она скорее будет изменяться на плюс минус пять процентов. За последние 30 лет цена на недвижимость никогда не падала — росла скачкообразно, а спрос к ней потихоньку подходил. После замирала и уходила в горизонталь. К июню как раз мы увидим на графиках пологую прямую, к которой будет подтягиваться спрос. Но ни один застройщик не будет снижать стоимость».

Никогда еще в истории петербургского рынка жилья "квадрат" так быстро не дорожал. Цены на новостройки во время пандемии выросли в среднем на 30 процентов, стоимость жилья теперь может доходить до 120 тысяч рублей за кв. м. И это еще не предел. Причем 55 процентов покупателей – это жители других регионов.