Найти тему
Анастасия Обуденкова

Как попасть на атомный ледокол и что там можно увидеть

Оглавление

Атомные ледоколы - это вообще большая редкость, во всем мире их 11, все они сделаны в России и базируются в порту Мурманска. Есть как минимум три способа, как попасть на атомный ледокол, и один из них довольно доступный и легко организуемый.

Почти у всех атомных ледоколов есть имена: "Ленин", "Арктика", "Сибирь", "Россия", "Таймыр", "Вайгач", "Ямал" и др. И у многих есть какие-то свои яркие внешние отличительные особенности, благодаря которым их друг от друга сможет отличить даже ребенок: например, у ледокола "Ямал" спереди нарисованы огромные акульи зубы.

Атомный ледокол "Ленин" - доступен для туристов
Атомный ледокол "Ленин" - доступен для туристов

Увидеть все ледоколы сразу вряд ли получится, так как в одном месте они не стоят - какие-то сейчас в пути (а их путь может занимать по полгода и дольше), какие-то на ремонте (их увидеть можно, но есть нюансы), а какие-то и вовсе списаны и не доступны для обычного человека. Но побывать на одном ледоколе - "Ленин" - довольно просто. На другие попасть сложнее, но тоже реально (в конце расскажу, как это сделать).

1. Способ №1: экскурсия на атомный ледокол "Ленин"

Ледокол "Ленин" - это самый первый атомный ледокол в мире. Его построили в 1959 году, но через 30 лет списали. Сейчас он стоит в порту Мурманска и работает как музей. Это, пожалуй, самая интересная достопримечательность Мурманска, его изображают почти на всех открытках о городе и считают главной визитной карточкой (вместе с северным сиянием).

Атомный ледокол "Ленин" в Мурманске
Атомный ледокол "Ленин" в Мурманске
Стоимость билетов: 150 руб. для россиян и 500 руб. для иностранцев. Попасть на ледокол можно только в составе экскурсионной группы (экскурсии три раза в день - 13:00, 14:00 и 16:00) возможны ограничения из-за Covid-19, лучше уточнять на сайте Росатомфлота.

Ледокол "Ленин" построили, чтобы обслуживать Северный морской путь и, таким образом, соединить Дальный восток и европейскую часть России - это самый кратчайший путь по морю, по которому удобно перевозить грузы. Обычного топлива для таких расстояний не хватало - путь длился несколько месяцев - нужно было более мощное судно.

В одном из коридоров висит большая деревянная карта, где можно посмотреть, куда ходил ледокол с 1959 по 1989 годы, пока его не списали. За 30 лет эксплуатации "Ленин" прошел более 654 тысячи морских миль - это как два раза от Земли до Луны и обратно.

-3

На экскурсии можно побывать в отсеке, где находился атомный реактор. Сейчас там все безопасно, реактора уже давно нет, но есть манекены.

Блок с атомным реактором
Блок с атомным реактором

А вот за этой дверью с необычным названием "Пост энергетики и живучести" скрывается самое интересное - мозг управления ледоколом.

-5

Отсюда управлялся атомный реактор, контролировались все механизмы ледокола, отдавались все ключевые команды и принимались важные решения.

-6

Туристам тоже можно посидеть за пультами управления и пофотографироваться. Фотографирование на атомном ледоколе "Ленин" только приветствуется, никакие отдельные билеты для фото брать не нужно.

-7

Все кнопки и все надписи только на русском (вот, где можно точно гордиться отечественным производителем))), так что иностранцам на экскурсии приходится тяжело. Иностранцев на ледокол тоже пускают, но экскурсии на английском отличаются куда меньшим количеством деталей и нюансов - только самые базовые факты.

-8

А вот это рулевая рубка. В центре расположен штурвал - управление таким огромным ледоколом в этом плане схоже с обычным судном.

-9

Вид не самый живописный, как и все виды в Мурманске: промзона, серые многоэтажки и краны.

-10

А это капитанская каюта. Здесь до сих пор устраивают совещания и встречи, рядом (за кадром) есть современные плазмы для показа презентаций и вся необходимая техника.

-11

Условия для экипажа, по тем временам, были довольно хорошие - двухместные каюты, концертный зал с роялем, библиотека, парикмахерская и даже сауна. Увидеть все это можно и сейчас - каюты и вся инфраструктура отлично сохранились, хотя уже давно не используются по назначению.

-12

Внутри очень советская атмосфера - стены в залах обиты деревом, на самых видных местах - цитаты В.И. Ленина.

-13

На ледоколе есть современная выставка "Атом и Арктика", куда тоже можно попасть в составе экскурсионной группы (сборные группы два раза в день). Здесь совсем нет ощущения, что ты находишься на ледоколе - по стенам проекторы, везде интеракивные панели. Посмотреть сам ледокол на этой экскурсии не удастся, но формально "побывать" на атомном ледоколе так можно, ведь музей находится внутри.

Способ №2: договориться с "Атомфлотом"

Если хочется увидеть не только атомный ледокол "Ленин", но и другие, можно попробовать договориться с "Атомфлотом" о посещении. Это не формат массовых экскурсий, и, скорее всего, у вас попросят обоснование, почему вам интересна эта тема и зачем вы хотите попасть на ледокол. Договариваться нужно заранее (лучше за месяц или раньше) - на согласование может уйти довольно много времени. Полный список участников тоже подается заранее и тщательно проверяется службой безопасности.

На входе в "Атомфлот".
На входе в "Атомфлот".

Мне удалось посетить атомный ледокол "Вайгач" в составе делегации медиафорума. От экскурсии на ледокол "Ленин" такой визит отличается тем, что на территории "Атомфлота" посетители не могут фотографировать - вся фототехника и телефоны были сданы на входе и возвращены только в самом конце. Проход был довольно строгим - по спискам, с паспортом и через прохождение многочисленных рамок. Чтобы сохранить воспоминания о событии, сотрудники "Атомфлота" фотографировали всех на свою технику, а потом скинули снимки.

Наша делегация на атомном ледоколе "Вайгач" - фото от пресс-службы "Атомфлота"
Наша делегация на атомном ледоколе "Вайгач" - фото от пресс-службы "Атомфлота"

Внутри ледокола - целый мини-город: и бассейн, и довольно большой концертный зал, и разные залы для встреч и конференций. Экипаж проводит здесь довольно большое количество времени - по полгода и больше безвылазно, так что работать должно быть комфортно. Ни телефонной связи, ни тем более интернета во время таких поездок нет, поэтому матросы заранее скачивают фильмы и смотрят их в пути.

Пока "Вайгач" находится на ремонте в порту, большая часть сотрудников распущена по домам (особенно удобно тем, кто из Мурманска - приехал и сразу дома), но есть и те, которые продолжают жить в каютах: для них ледоход - это дом. В те моменты, когда мы заглядывали в каюты, было ощущение, что вламываешься к кому-то домой, - это совсем не то, что при осмотре кают на экскурсионном ледоколе "Ленин".

А вот так ледокол смотрится снизу - впечатляет!
А вот так ледокол смотрится снизу - впечатляет!

Способ №3: круиз по Арктике

Более дорогой способ побывать на ледоколе - это отправиться в арктический круиз. Такие туры устраиваются каждое лето - по 2-3 круиза за сезон. Туристы приезжают в Мурманск и оттуда на атомном ледоколе "50 лет Победы" едут на Северный полюс, а затем возвращаются обратно. Такое путешествие занимает примерно две недели и стоит от 28 тысяч долларов на человека при размещении в двухместной каюте.

Маршрут круиза на Северный полюс
Маршрут круиза на Северный полюс

Атомный ледокол "50 лет Победы" внутри больше похож на гостиницу: рестораны, бары, магазины, фитнес, бассейн и спа - это довольно комфортное путешествие.

Номер "Люкс Арктика" на атомном ледоколе "50 лет Победы"
Номер "Люкс Арктика" на атомном ледоколе "50 лет Победы"

Атомный ледокол "50 лет Победы" построили в 2007 году - сразу видно, как изменилось оснащение внутри, в сравнении с первым ледоколом "Ленин".

А вы хотели бы побывать на атомном ледоколе?