Найти тему
Сказки и истории

Про барона Мюнхгаузена

Из м/ф "Приключения Мюнхгаузена. Чудесный остров" (1974)
Из м/ф "Приключения Мюнхгаузена. Чудесный остров" (1974)

Сегодня открывается постоянная историческая рубрика "Сальто назад" или никому не интересная, интересная история, где будем описывать разные исторические события и разных исторических личностей. Я не забыл слово "история"?

Все обожают этого бравого парня на фото, который не терялся ни в каких ситуациях, "клянусь своей треуголкой" (если тебе 20 и меньше лет - не отвлекайся на фото).

Этот чувак зажигал почти весь 18 век и имел сложноватое немецкое имя Карл Фридрих Иероним фон Мю́нхгаузен.

Как водилось в те времена у дворян, происходил он из древнего нижнесаксонского рода.
Когда щетина стала уже заметно пробиваться на молодом лице - уехал служить в Россию.
В те времена немецкие поданные (особенно из древних родов) обожали тусить на Руси-матушке, до трона рукой подать, кругом все свои, в общем отличное резюме для отличной карьеры, спасибо Петру.
Служил в кирасирском полку (элитный спецназ тяжелой кавалерии, туда отбирали крепких статных красавцев), а когда свои стали фактическими правителями России при малолетнем императоре Иване VI (Анна Леопольдовна + Антон Ульрих = брауншвейгская семья) получил чин поручика и командовал элитной ротой полка.

В общем, все складывалось удачно и он уже представлял себя покачивающимся в кресле-качалке в чине, позволяющем целыми днями вливать в себя шнапс или коньяк, держать с десяток элитных скакунов и беспрестанно охотиться в своем германском поместье, но тут пришла дочь Петра I Елизавета (тоже I) в сопровождении надежных парней из гренадерской роты Преображенского полка (привет, ВАО!) и немецкая тусовка слегка рассосалась, а с ней и карьера нашего героя.
Рассосалась настолько, что несмотря на безупречную службу, свой следующий чин он практически вымаливал и получил его лет через 8-10.

Получив этот чин (ротмистра), барон умотал в Германию разбираться с наследством (о, если ты дворянин не только на бумаге, это может быть серьезным делом, особенно учитывая, что в те времена как то не принято было рожать по 1-2 ребенку в семье). Для этих целей барон взял себе отпуск на год.

Расслабило его на родине, да и муштра военная достала, видимо, к тому же карьера буксовала, как бы то ни было, мистер М дважды продлевал себе отпуск, а потом и вовсе написал заявление по собственному желанию с просьбой отправить его в отставку в чине подполковника, который давал право на пенсию.
Но чиновник в России было не просто профессией, а образом жизни не только с конца 20 века, бюрократия у нас прижилась как арбузы в Астрахани (опять же, спасибо заезжим немцам и Петру), а посему парню сказали (внимание): "Подай заявление лично". Ну типа служба одного окна и все такое, ваша электронно-цифровая подпись просрочена, мы принимаем заявления с 10:00 до 10:43 (с 10:24 до 10:39 - обед).

Барон М решил больше в Россию не ездить и заявление лично не подавать (молодец, а то это могло реально занять несколько лет), и в итоге был отчислен как самовольщик, без нужного чина, естественно.
Но служба в России все же даром не прошла, во время Семилетней войны, когда его вотчина Боденвердер была занята французами, его особо не парили, как никак офицер армии союзника.

Ну и зажил он обычной бюргерской жизнью, которая выдалась куда спокойней его русской службы, и будучи человеком большой фантазии и самооценки, а также, полагаю, от скуки, парень начал рассказывать соседям крутые истории о своих охотничьих похождениях и приключениях в России.
Он превратил это во что то типа клуба любителей историй старины Мюнхгаузена. Чувак построил немаленький охотничий павильон, где и проходили встречи его завсегдатаев, а в центре - бравый рассказчик и фантазер.
Вскоре это место стали называть "павильон лжи", но любя, я думаю, люди продолжали ходить, плевать, что выдумал, рассказ то интересный, а хороший рассказ порой действует лучше и благотворнее любого лекарства, изысканного обеда или нового ружья.
Также, его клуб собирался в трактире гостиницы "Король Пруссии".
Мистер М закуривал длиннющую пенковую трубку, наливал себе пунша и погнали.
Рассказывал он с жаром, с чувством, сопровождая все обильной и подробной жестикуляцией, так, что парик чуть с головы не слетал (ну а как еще рассказывать про охоту или рыбалку, например).
Среди его оригинальных историй: въезд в Петербург на волке, запряжённом в сани; конь, разрезанный пополам в Очакове; конь на колокольне; взбесившиеся шубы, вишнёвое дерево, выросшее на голове у оленя.

Потихоньку-полегоньку о приключениях барона знала вся округа.
Потом его забавные приключения оказались в немецких юмористических альманахах с указанием авторства г-на М-г-з-н.
Потом последовали 2 книги, описывающие его необычайные приключения, куда, конечно, вошли и другие сюжеты, придуманные их авторами.
Популярность "барона-лжеца" выросла настолько, что к его дому стали стекаться желающие на него взглянуть и ему приходилось выставлять вокруг дома слуг, чтобы отгонять фанатов.

Так и жил великий фантазер до глубокой старости, а потом (как это часто бывает у старых дворян, имеющих копеечку под подушкой, и в наше время тоже) 74-летний Мюнхгаузен женился на 17-летней чике, которая любила тусить. И развод с ней подорвал как его состояние, так и его здоровье.

Великий выдумщик, барон Мюнхгаузен скончался на 76 году жизни, выдав последнюю короткую байку своей служанке в ответ на ее вопрос о том, куда делись два пальца на его ноге: "Их откусил на охоте белый медведь" (отморозил в России).

Отличный парень, я считаю, умел хорошо рассказывать истории и не унывал)

Первый перевод, больше похожий на вольный пересказ, книги о Мюнхгаузене на русский язык принадлежит Н. П. Осипову. Он был издан в 1791 году под заглавием «Не любо — не слушай, а лгать не мешай» (браво!)
Но большую известность персонажу Мюнхгаузена в России принес К. И. Чуковский, который адаптировал книги немецких писателей для детей.