Найти в Дзене

Атомная подлодка К-19: она убивала, а ее спасали

Грызя скалистый берег,

За пирсом пирс,

Могила за могилой,

Мы покорили дикий север,

Бореи, голые места -

Сегодня наши города!

Рубка К-19. Фото автора
Рубка К-19. Фото автора

К-19 - советская атомная подводная лодка с баллистическими ядерными ракетами. Уже со времён строительства подлодка начала проявлять дурной нрав, а позже и вовсе стала забирать человеческие жизни. За многочисленные аварии и жуткую репутацию ее прозвали «Хиросимой». Предлагаю познакомиться с ней поближе.

К-19 выходит в море
К-19 выходит в море

Строительство лодки началось 17 октября 1958 года, а спуск на воду для испытаний произошёл летом 1959. В ноябре 1960 было решено: несмотря на короткий срок строительства (а надо было сделать лодку как можно быстрее), К-19 готова.

У моряков есть традиция: когда лодка вступает в строй, о неё необходимо разбить бутылку шампанского. Такое своеобразное «благословение».

Так вот, бутылка, которую выбрали для «посвящения» К-19, не разбилась.

К-19 в строю
К-19 в строю
Рядом с другими. К-19 слева
Рядом с другими. К-19 слева

4 июля 1961 года К-19, посетив учения «Полярный круг», возвращалась на базу. Нежданно-негаданно (а может, как раз-таки весьма ожидаемо) на лодке происходит авария правого реактора. Случилось это так, что один из матросов на приборах заметил падение давления в 1 контуре охлаждения кормового реактора. Было принято решение о всплытия и продолжении движения. Тогда радиация стала расти, а попытки предотвращения аварии оказались тщетными: человек ничтожно слаб перед радиацией (вспоминаете кадры из «Чернобыля»?..).

Около 5 часов экипаж находился под сильнейшим излучением и по прошествии этого времени, когда на помощь пришли дизельные лодки, командир К-19 принял решение об эвакуации своих матросов.

Спустя сутки люди были перемещены на спасательные лодки, а сама К-19, на случай прибытия вражеских кораблей, была готова к затоплению.

Спустя некоторое время, получив сильнейшее облучение в адских муках скончались 8 членов экипажа К-19.

Выжившие также получили облучение, намного превышавшее допустимые нормы, и проходили курс лечения, включавший пересадку костного мозга с последующим полным переливанием крови.

Как выяснилось позже, повреждение, послужившее началу аварии, произошло еще на испытаниях, когда давление в контуре оказалось многим выше нормы, но этот факт был оставлен без внимания...

Но это только начало.

Кадр из фильма «К-19»
Кадр из фильма «К-19»

И если кто-то подумал, что после подобного подлодку было решено списать, вы ошибаетесь. Ее починили, заменили реакторный отсек и снова спустили на воду. В это время подлодка даже осуществила испытательный пуск ракеты под водой. Все прошло успешно.

Наши дни. Рубка К-19. Фото автора
Наши дни. Рубка К-19. Фото автора

В 1969 году в результате манёвра и увеличения глубины с 60 до 90 метров, К-19 сталкивается с американской подводной лодкой USS Gato. С огромными повреждениями носовой части, силами опытной команды, К-19 своими силами все же возвращается на базу в надводном положении.

И снова лодку чинят и спускают на воду.

Наши дни. Фото автора
Наши дни. Фото автора

24 февраля 1972 года, 10:23.

Аварийная тревога. Горит девятый отсек.

Несколько дней назад здесь лопается трубопровод рулевого управления. Масло просочилось на нижний уровень отсека и воспламенилось.

Через систему вентиляции пламя перекинулось на соседний отсек, где остались два человека. Один из них погиб.

Пожар в 9 отсеке
Пожар в 9 отсеке

Тем утром в 10-м отсеке спали 11 человек. После сигнала тревоги им последовал приказ задраить отсек и изолировать его от остальной части лодки.

К-19
К-19

Первое судно подошло на помощь только спустя двое суток. Однако спасательные работы нарушил шторм: в течение трёх недель К-19 пытались буксировать на базу 8 раз и 7 из них оказывались неудачными.

Несмотря на жуткую погоду, спасатели все же смогли эвакуировать с подлодки около 40 человек. Остальные были перемещены на один из спасательных буксиров.

К-19 терпит бедствие
К-19 терпит бедствие
К-19 после пожара
К-19 после пожара

Грызя скалистый берег... Фото автора
Грызя скалистый берег... Фото автора

Пожар 1972 года забрал жизни 30 моряков. В течение 23 дней 11 моряков, запертые в 10 отсеке, находились без света, воды и питья.

10 отсек, где находились 11 моряков
10 отсек, где находились 11 моряков

И лишь после этого случая было решено К-19 списать.

Но позже ее вновь решили спасти...

Наши дни. Фото автора
Наши дни. Фото автора

В 2003 году подлодка была отправлена на утилизацию, несмотря на просьбы о превращении ее в музей. Долгое время оставшаяся рубка просто валялась у одной из автостоянок, пока ее на собственные деньги не выкупил Владимир Романов, когда то служивший на лодке старшим матросом.

На утилизации
На утилизации

Романов установил рубку на берегу Пяловского водохранилища Московской области и обустроил мемориал, который служит местом встречи бывших матросов К-19 и памятником всем погибшим.

К-19 на берегу Пяловского водохранилища. Фото автора
К-19 на берегу Пяловского водохранилища. Фото автора

📍Координаты: 56.025128, 37.674147

Дорогие друзья, если вам понравилась публикация, не забудьте поставить лайк и написать комментарий, мне будет приятно!

Также рекомендую к просмотру фильм «К-19» 2002 года, если вы интересуетесь подобной тематикой. Фильм сильный!

Эти и другие фотографии вы также можете посмотреть в моем Инстаграм www.instagram.com/milefiorre

До новых встреч!