Найти тему
Татьяна Григорьева

Замыкая круг ( еще немного о нашей жизни в Джигде)

Дальний Восток. Почти три года прошло уже после того, как я, закончив там работу по договору, вернулась домой. И, почему- то, все ещё не отпускают воспоминания и размышления об этом периоде жизни.... Что же такого необычного там произошло....Попробую завершить эту бесконечную вереницу своих мысленных возвращений туда и подвести итог.

Как калейдоскоп мелькают в памяти картинки из жизни в далеком, неблагоустроенном поселке, окунувшем меня в состояние детской легкости, непосредственности, тихой радости и спокойствия в краю дикой природы.

Не будет правдой, если я скажу, что все, что там происходило носило лишь позитивный характер и приводило к состоянию эйфории. Просто там очень ярко, без мудреных психологических нагромождений, рационализаций, умных интерпретаций отслеживались все причинно- следственные связи между событиями, действиями и последствиями.

Например, сложились очень неблагоприятные факторы в результате которых я перевела собственных детей на семейное обучение. Если кто не знает, то это форма обучения, подразумевающая взятие на себя полной ответственности за образование своих детей. Она предусмотрена нашим законодательством, но не так часто встречается. Т.е. попросту ты учишь своих детей сам как умеешь. Если есть ресурсы, то привлекаешь специалистов, если нет- справляешься как можешь.

У меня не было опыта обучения детей начальной школы и было очень непросто принять такое решение. Но обстоятельства складывались так, что пришлось взять на себя эту ответственность. Как обычно через свои слезы и сопли, смирившись, я перевела детей на домашку. В результате ровно через год Гриша читал так, что выполнял норму обычного ребенка на хорошо. Катя, конечно же, еще лучше. То же произошло с письмом и со счетом. Но главное, что за этими занятиями запустилась речь, которую мы не могли запустить в городе со специалистами разных уровней. Трудно сказать, что оказало решающее воздействие. Большое количество свежего воздуха, возможность бегать по деревне, практически весь день, после учебных занятий (которые физически я могла проводить не более двух часов) или эмоции, которые часто били через край и подталкивали ребенка делиться впечатлениями, или мои собственные занятия, когда я перестала надеяться на специалистов и взялась за него сама, или все вместе взятое.

-2

Ребенок стал стремиться к общению. Однажды Гриша забежал ко мне на урок и при помощи жестов и звуков обьяснил , что к нам в квартиру проникла белая собака. Бросившись домой, я действительно обнаружила у себя на пороге большого белого пса, который, видимо, просился к нам с сорокаградусного мороза и был впущен в дом добродушным Гришкой.

С этим псом у Гриши сложились особые отношения. Только ребенок появлялся на улице, как эта собака, бежала к нему со всех ног, прыгала на него своими лапами, отбирала рукавицы, уносила их в неизвестном направлении. Потом Гришкины рукавички я находила по дороге на работу, на почту , в магазин...Но Гришку это ужасно радовало и конечно же он сам провоцировал этот собачий беспредел....

Однажды, уходя на работу, я закрыла детей снаружи на замок ( в первый год жизни я так делала иногда) и мой отмытенький и прилизанный ребеночек вылез на волю через окно на веранде в тандеме с Катей ,конечно, и явился ко мне на работу. Очень интересно было слушать их рассказ о том как они захотели гулять, а дверь закрыта и пришлось лезть в узкое окошко, которое находилось достаточно высоко от земли и поэтому пришлось спускаться на землю по стволу росшей рядом с окном молодой березы...Городские дети к сожалению лишены теперь возможности решать такие жизненные задачи, которые, по- моему очень хорошо влияют на развитие уверенности в своих силах ( опытный Йогин сказал бы на развитие силы манипуры, чакры, отвечающей за внутреннюю силу человека и способность принимать решение при достижении цели)...

Для аутистов характерна малая эмоциональность. Там же в Джигде, непроизвольно, провоцировался весь спектр эмоций, существующих в природе. От жуткого страха, например, перед поездкой по реке на лодке, до восхищения красотой этой реки. Когда слепит глаза вспышка солнечного света, отразившегося от воды. Именно в первую поездку по воде я, переживавшая о том, как он перенесет такие перемены ( ведь аутисты очень тяжело их переносят) услышала от Гриши его первый возглас восхищения.

Не передать радости, которая приходит к тебе от простого солнечного света после долгой зимы, когда в марте, ликует вся просыпающаяся от зимнего сна природа и ты находишься в этом вселенском резонансе с ней. Я не помню места, где я еще испытывала подобные эмоции. Ну конечно же еще эта радость обьяснялась и предстоящей поездкой домой и отпуском после напряженной зимы...Но не суть важно...Важен же результат.

Как пазлы складываются воспоминания в целостную картину этих четырех лет жизни в тайге.

Много было забавных случаев. Помню в первые дни нашего пребывания там, услышала в школе, как один мальчик звал другого, чтобы посмотреть на девочку с белыми волосами ( Катю мою). И как Катя, вернувшись с улицы, рассказывала мне, что ребятишки окружили ее и просили пошире открыть глаза, для того, чтобы получше рассмотреть их голубой цвет...

Вечерние разговоры с соседкой тетей Ниной. Я лечила своим аппаратом ее больную ногу и слушала рассказы о Джигде. Как она, молоденькая, приехала в процветающий поселок с двумя сыновьями. Как она работала на пекарне, а потом в магазине. Как процветал поселок, а потом и в него пришли девяностые годы. Про смешные проделки ее сыновей.

Однажды, кто- то из них принес домой трехлитровую банку живых лягушек, и ночью, эти лягушки расползлись по всей квартире, а тетя Нина среди ночи встала да и пошла по делам, а вокруг на полу холодные и скользкие лягушки. А еще было такое, что она заметила как у повешанного на вешалку детского пальто, шевелится кармашек. Оказалось, что там сидят мыши, пойманные на ферме...И еще много всего такого...Кстати, потом, в благодарность за тётеНинину ногу, мы с детьми были обеспечены до конца пребывания свежайшей рыбой, которую ловил ее сын Сергей, фирменными тортиками к праздникам и лучезарной улыбкой ее правнучки- маленькой Алиски..

К сожалению, подробности стираются из памяти, со временем блекнут краски, поэтому хочется записать то, что еще осталось.

Отдельная тема - прогулки по тайге. Первый раз на такую прогулку меня спровоцировали мои ученики- мальчишки - шестиклашки. Заговорщики. Без взрослых их не отпускали на поляну, где росла брусника и они решили воспользоваться моей наивностью и любопытством.

-3

После уроков, подойдя ко мне, Руслан, хитро улыбаясь, спросил, была ли я на этой прекрасной поляне. Конечно же я на ней не была, как и вообще в лесу. Я очень боялась ходить там в лес. Расписав в ярких красках это место, им, конечно же, удалось разбудить во мне, тихо и мирно спящего авнтюриста - путешественника и, после уроков, несмотря на предостережение и разумные доводы тогдашнего директора школы, Д.И. мы отправились на заветную поляну.

Нет, не сразу конечно. Некоторое время мой маятник отчаянно раскачивался между двумя точками- благоразумием и любопытством. Благоразумие было повержено в момент когда мальчишки, одетые по- походному, в камуфляжных костюмах закатили свои велики под мой дровяной навес и постучались в дверь.

- Готовы, Татьяна Георгиевна? Я замешкалась. Мне было неловко от своей нерешительности и от того, что я могу нарушить свое, необдуманно данное обещание.. Но вдруг моя интуиция, до сих пор робко притихшая на фоне все время что- то взвешивающего и расчитывающего разума, подала голос. И не своим голосом я сказала:

- Да. Сейчас, еще чуть- чуть и мы готовы.

-4

Я собрала детей по - походному, и мы отправились в лес. Это было в сентябре второго года моей жизни в Джигде. Шел уже пятый час. Времени до вечера было очень мало и мы решили двигаться быстрее, чтобы успеть вернуться до вечера.

Наша странная компания выглядела так: Я в белом лыжном комбинезоне ( ни к селу ни к городу, но очень удобный), со своими детьми и три мальчишки в камуфляжках.

У меня есть привычка немного провоцировать своего Гришу на самостоятельные действия. Поэтому, наблюдая за ним боковым зрением, я могла оставить его на небольшом расстоянии от себя перед упавшим деревом или небольшой лужицей.

Мальчики с удивлением наблюдали за поведенем неразумной мамочки и в конце концов наша колонна распределилась так, что двое ( Руслан и Кирилл) мальчишек шли впререди и один ( Витя, я о нем писала в рассказе о спасении девочек на реке) - в конце, замыкая нашу маленькую колонну. Замыкающий все время помогал отстававшему Грише перебраться через препятствия, поддерживал и подбадривал и вел себя очень серьезно и ответственно.

Впервые тогда я увидела своих учеников с другой стороны. Дети, выросшие в лесу, в полной мере осознают не только красоту, но и все опасности, которые таит в себе дикая природа и знают как предупредить и избежать их. Они выглядели настолько серьезными и взрослыми, что мы, как бы, поменялись местами и ученицей стала я.

Сначала мы шли по дороге за селом, через местную свалку ( следы цивилизации уже добрались и сюда, к сожалению), потом через кладбище с деревянными крестами и оградками из штакетника. Потом под горку, через ручей, прыгая по большим лохматым, как головы леших, кочкам. Потом по узкой тропинке среди высоких и тонких, теснившихся на скудной каменистой почве сосен, лиственниц и тополей.

И вот, наконец, мы на поляне!

Бескрайняя, круглая и ровная как тарелочка поляна, освещенная осенним солнцем, была покрыта мягкой желтоватой травой и бледно- зеленым мхом. Где- то в глубине, наверное, была вода, но трава под ногами была абсолютно сухой, и в этой траве яркими бусинами были рассыпаны алые, немного уже тронутые морозцем, ягоды клюквы.

Тут же лакированные листики брусничника со спелой ягодой. И еще мне показали какую- то мелкую черную ягоду с незнакомым названием ( я сразу же его забыла), которая по словам моих провожатых, хорошо утоляет жажду. Немного побродив и полюбовавшись природой, мы вернулись домой. Уже начинало темнеть.

После этой прогулки мои дети, особенно Гриша очень полюбили лес и не упускали ни малейшей возможности посетить эту удивительную поляну.

-5

Болото очень мягкое и теплое
Болото очень мягкое и теплое

Так и шли день за днем, неделя за неделей. Школьные будни, праздники. Осенью, начиная с ноября начинали готовиться к Новому Году.

Всегда удивляло то, как основательно и серьезно готовились новогодние сценарии, да и не только новогодние.

В далекой и глухой деревушке они ставились очень продуманно и профессионально, с максимальным привлечением и детей и взрослых, и учителей и родителей.

Цыганский табор, кажется это про нас)
Цыганский табор, кажется это про нас)

Тебя захлестывает эта предпраздничная волна даже тогда, когда ты вроде и не собирался принимать участие в этой суматохе. И ты, начинаешь, под влиянием этого творческого порыва творить все из ничего. Какие- то снежинки из салфеток, цветы из фантиков, звезды из полиэтиленовых пакетов...

Я так гордилась тем, что однажды домик для часов из картонной коробки, сделанный мною, висел на стене в холле до самого лета....

Изобильная городская жизнь часто блокирует наше творческое начало и мы более склонны тут становиться потребителями...Ведь в городе многое можно просто купить. Там же, в далеком селе, мы учились быть творцами.

Где- за полгода до окончательного отъезда из Джигды, произошло еще одно знаменательное для меня событие. Морозы там зимой стояли очень крепкие.

Температура под минус пятьдесят- это обычное явление. Я что- то неправильно делала с окном, и оно у меня всегда было покрыто толстым слоем льда. Просто где- то проходил воздух. А может быть и не я была виновата, а дом был достаточно стар. Ну так вот. Где- то в районе Нового Года, то ли мы печку натопили жарко, то ли солнце светило ярко, но наши окна поплыли...Струйка воды тихонько залила клавиатуру, стоявшего рядом моего ноутбука- единственного атрибута цивилизованной жизни в нашем доме. Клавиатура перестала реагировать.

Попытка местного мастера, который легко оживлял мою стиральную машину, утюги и чайники, оживить ноутбук не дала результатов. В общем ноутбук притворился временно нетрудоспособным и не реагировал ни на что, оставив нас без, хранившихся в нем любимых фильмов, музыки, моих уроков по йоге и т.д.

Интернет и так был очень слаб, а теперь его и такого не стало. И мы приуныли. Но человеку ведь так мало надо...Через пару дней мы забыли про интернет и погрузились в чтение книг, стали очень много гулять. Мы и раньше гуляли много, но теперь, когда не стало возможности проводить время в компьютере, я приходила домой, переодевалась и мы просто шли на улицу, куда глаза глядят и бродили- бродили по дорогам, по улицам, по полям за деревней.

Мы рассматривали дома, лес, небо, сопки! Просто любовались природой и просто дышали свежим воздухом..И еще читали по - вечерам.... За время Джигдинской жизни я прочла то, что хотела прочитать, но не находила времени, а тут его нашла.

Приближалось время отъезда. Меня накрывало двоякое чувство- очень хотелось уже домой и, так же, я понимала то, что я уезжаю из Джигды навсегда.

Восторг от того, что я смогла, прожила здесь свои четыре года и не просто прожила, но провела их с пользой для себя и для кого- то другого, сменялся горьким чувством предстоящего расставания с этим местом, в какой- то мере переменившим моё восприятие жизни. Удивительным краем, в котором я многое поняла, в первую очередь, про саму себя.

И вот, после одной из таких прогулок, я взяла в руки блокнот...И случилось это чудо. Мои мысли стали обретать стихотворную форму. Понимая, что происходит невероятное, я стала быстро и быстро записывать все, что приходило в голову....

- Вот так, я вернусь домой и буду отвечать на вопросы своих знакомых о том куда я пропала так надолго...

- Вот так я расскажу про этот далекий поселок, про тайгу, про реку, про две, символично переплетенные березы, про желтые звезды на бездонном небе, про звенящую тишину.....

Из моих глаз реками полились слезы, а я все писала и писала про пенье лягушек, про березовый сок, про маленькую школу, про эвенкийских детей, к которым я так привыкла, что уже перестала понимать где мои, где чужие, про гнезда ласточек у крыльца, про дятла на столбе..

https://stihi.ru/2019/01/10/6750

И так я писала и писала. Писала день, писала два. Писала месяц. Потом уже уехала из Джигды и все писала и писала. Кажется целый год или даже два.

Расставание было нелегким. Перед последним звонком ко мне подошла девочка Карина и попросила меня остаться...Это было одной из многочисленных порцией соли на мою рану..

Было ощущение, что я рвусь на две части- одна решительно едет домой, подальше от этого тяжелого быта, от печки, бочек с замерзающей водой, беспощадных морозов, другая так же решительно остается тут, навсегда, навечно...под этим ярко- голубым небом, на свежайшем воздухе с примесью запаха хвои, среди людей, которые никуда не спешат, а просто живут жизнь..

Вот в таком чудесном месте я побывала. Наверное там очень мощная энергетика. Как говорят опытные Йогины- это, видимо, анахатное место, т.е. место, где проявляется вся энергия сердечной чакры - анахаты, хранительницы и проводницы человеческой любви, со всеми вытекающими последствиями..

Еще могу сказать, что эта поездка помогла мне вновь обрести почву под ногами после затяжной депрессии, вернуться к душевному равновесию.

Безусловно, я очень довольна тем, что совершила это действие, повлекшее такой ценный опыт. Если вы скажете обо мне: - О ! Какая сильная женщина! Я соглашусь и не соглашусь. Я просто хочу жить. Жить каждый день моей жизни. Жить радостно.

-8

В этом повествовании я рассказала то, о чем долго хотела рассказать, но не знала в какой форме это сделать. Было еще очень много интересного. Кошачий танец девочек моего класса, моя роль Вороны в Новогоднем спектакле, шкафы из коробок от посылок, кваканье лягушек, которое я приняла за журавлинный крик, прыганье огромных живых карасей у меня по кухне, странные "харизья", которые оказались хариусами, сушеная морская капуста на завтрак, обед и ужин, кочан капусты на Новый Год за восемьсот рублей, мышь, выскочившая из моего белого " крутого" сапога прямо в мою руку....

Кто- то ходит по лесУ  и сосулька на носу
Кто- то ходит по лесУ и сосулька на носу

Какой это жанр, определите сами. Теперь я заканчиваю. Закрываю эту дверь, и отпускаю память об этих событиях и факты в свободное плавание...