При жизни многие произведения А. К. Толстого так и не были напечатаны, а часть и вовсе не предназначалась для издания. Десятки его стихотворений не дошли до нас: что-то уничтожил он сам, часть рукописей и списков с них были утеряны. А то, что было опубликовано, многими современниками не воспринималось серьезно.
Его лирические стихотворения впечатления на критиков не производили, исторические баллады казались вымученными и бессмысленными, прозаические сочинения - не стоившими внимания, политические взгляды и суждения об исторической судьбе России - и вовсе странными.
Как писал один из тогдашних критиков, Толстой есть «враг просвещения, поклонник и проповедник беззаветного холопства, а как поэт - посредственно даровитый дилетант, вымучивающий рифмованные строки, склонный ради баловства сочинять бессмысленные баллады».
Толстой относился к этой ситуации достаточно спокойно.
«Наша печать почти целиком находится в руках теоретиков-социалистов, поэтому я являюсь мишенью для грубых нападок... могу сказать не без удовольствия, что представляю собою пугало для наших социалистов-демократов, - считал он и добавлял: - Будем обходиться и без них».
Самое крупное его прозаическое сочинение - роман «Князь Серебряный» - было также подвергнуто уничижительной критике, но при этом пользовалось любовью публики. Да и сегодня роман не забыт.
А разве можно сказать, что забыты лирические произведения Алексея Толстого? Практически все выдающиеся композиторы второй половины XIX - начала XX века, в том числе Чайковский, Римский-Корсаков, Кюи, создали не один романс на его произведения. К началу XX века на стихи Алексея Толстого было сочинено более 130 романсов, а балладу «Слепой» положил на музыку Ф. Лист. Ни один русский поэт соперничать в этом с Толстым не может.
Не самым благополучным образом сложились при жизни Алексея Толстого его «взаимоотношения» с драматургией. Первая шуточная пьеса «Фантазия», написанная совместно с А. Жемчужниковым, вызвала настоящий скандал при единственной постановке в Александринском театре. Николай I демонстративно покинул театр: «Много я видел на своем веку глупостей, но такой еще никогда не видел».
Не все просто с юмористическими и сатирическими произведениями А. К. Толстого. В подавляющем большинстве они не предназначались для печати, ходили в списках. Казалось, что это просто игра, «баловство», пустячная забава. Но прошло более полутора веков, и разве потеряла актуальность, например, «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева»? Сколько раз можно услышать и сегодня знаменитые строки из этого бессмертного сочинения:
«Ходить бывает склизко
По камешкам иным,
Итак, о том, что близко,
Мы лучше умолчим».
Любителям же Даниила Хармса стоит перечитать хотя бы такой шедевр, как «Угораздило кофейник с вилкой в рощи погулять...».
Всем ценителям отечественной литературы хотелось бы просто пожелать: снимите с полки том сочинений Алексея Толстого, перечитайте знакомые произведения, не поленитесь обратиться к тем, с которыми еще не доводилось встречаться, вспомните об одном из самых талантливых и удивительных русских писателей, его судьбе... И это будет лучшая дань его памяти.
По материалам рубрики «Наследие» автора Владимира Яковлева.
Самые интересные очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине .
Еще больше интересных фактов из истории, литературы, краеведения, искусства и науки - на сайте Лектория.