Найти тему
Accent Language Center

Как убить волю человека и превратить его мозг в манную кашу

...немецкими падежами!

Все, кто учил немецкий - в школе, в вузе или на курсах - помнят серьёзные лица преподов, когда те в самом начале курса заговаривали о падежах. Если вы начинаете учить английский, то первый урок проходит так воздушно, непринуждённо, с элементарными диалогами и вопросами. Если вы начинаете учить немецкий, то препод просит вас присесть, не торопясь садится сам, заявляет, что сейчас вас ждёт серьёзный разговор и выдерживает паузу. Потом, пока вы нервно ждёте начала разговора, препод снимает очки, дышит на них и спокойно протирает. Затем он их надевает, смотрит на вас, и тут вы понимаете, что всё действительно серьёзно. Препод хочет поговорить с вами и падежах и артиклях немецкого языка... А вы, памятуя о том невообразимом количестве артиклей, которые появляются возле слов каким-то магическим образом, начинаете нервничать ещё больше. Вспоминаете школьные или вузовские тексты, которые вас заставляли переводить. Наверное, у каждого была такая ситуация, когда переводишь текст со словарём и вроде всё уже перевёл, и даже какой-то смыл в этом тексте есть, но не даёт покоя мысль, что ты во всём тексте проигнорировал артикли. Это как если ты разбираешь какую-то технику, потом собираешь и с тревогой замечаешь, что ещё остались какие-то детали, и, надеясь, что и так без них сойдёт, выбрасываешь.

Как убить волю человека и превратить его мозг в манную кашу  ...немецкими падежами!
Как убить волю человека и превратить его мозг в манную кашу ...немецкими падежами!

В общем, к чему веду. Если бы я носил очки, то имел бы больше времени для интриги, которую я тоже создаю словами "нам нужно серьёзно поговорить, прежде чем мы начнём". Совсем недавно у меня появились новые студенты - учим немецкий. Они, как и многие другие, в порыве неистовой мотивации с разбегу начали заучивать слова. Много слов. ОЧЕНЬ МНОГО СЛОВ, Пришлось сказать им тпруууу и притормозить. И вот вчера на последнем занятии состоялся такой разговор. Серьёзность темы понята, материал усвоен, начинаем тренировать. Допустим, студента зовут Аркадий.

Я:
Итак, Аркадий, смотрите: предлог mit - всегда с дательным падежом. ВСЕГДА! В это сложно поверить, но исключений правда нет. В дательном падеже у вас может быть только три варианта - dem для мужского и среднего родов, der для женского и den для множественного числа.
Аркадий:
Угу.
Я:
Например, с женой.
Аркадий:
Mit d..mit de...mit Frau.
Я:
Было бы всё так просто, я бы не стал вас так волновать в начале урока. Подумайте.
Аркадий:
Mit dddd....mit dddddem Frau.
Я:
Nein nein nein nein nein!
Аркадий:
Уф, ну это ж прям как вышивание, какая ж тонкая работа.
Я:
Ювелирная! Продолжайте.


Аркадий начинает анализировать. Проступают первые капли пота на лбу.


Аркадий:
Mit der Frau?
Я:
Joa! Sehr gut! С братом.
Аркадий:
Mit ...(морщины лба достигли переносицы, капли пота заставляют запустить руку в карман за салфеткой) mit dem Bruder?
Я:
Да, замечательно! А теперь - с друзьями.
Аркадий:
Так, это же мужской род..знач..
Я:
Да почему же сразу мужской. Там и женский может быть. Друзей-то МНОГО.
Аркадий:
Аааааай, ну точно, множественное число! Тогда всё понятно, всё элементарно! Mit den Freunde!
Я:
...n!
Аркадий:
Что -n?
Я:
Mit den FreundeN. Дательный же, там ещё окончание у существительного будет.


Аркадий побледнел. Конечно, он слышал легенды о том, что к некоторым существительным прибавляются ещё какие-то окончания, но он, видимо, полагал, что это всего лишь людская молва. И на тебе...


Мы ещё какое-то время потренировали словосочетания с предлогом mit, после чего я решил разнообразить пытки ещё двумя.


Я:
Ещё у нас есть два предлога - in и auf.
Аркадий:
Тоже с дательным?
Я:
Ну, как вам сказать...они могут быть с дательным, а могут и с винительным.


Аркадий побледнел и выпил воды.


Аркадий:
Но как так? А как понять?
Я:
Очень просто. Помните, когда мы знакомились с падежами, мы также разбирали падежные вопросы?
Аркадий:
Угу.
Я:
Напомните, пожалуйста, какие вопросы у нас стоят рядом с дательным падежом?
Аркадий:
Где, когда, кому, откуда..
Я:
Замечательно. А с винительным?
Аркадий:
Кого, что и...почему?
Я:
Нет, почему это вопрос не падежа, а философии. Подумайте.
Аркадий:
Куда?
Я:
Верно, куда! Ручка, например, может лежать - где? - на столе, и тогда у вас будет дательный падеж. А ещё ручку можно положить - куда? - на стол, и тогда уже винительный.


Аркадий молчал. Кажется, можно было даже невооружённым глазом заметить, как работал его мозг. И вот что-то произошло - бледность стала исчезать, глаза заблестели, Аркадий отложил салфетку.


Аркадий:
Не может быть!!! Это же прекрасно!


Он пришёл в такой восторг, словно сейчас конец девятнадцатого века, он - физик и сделал какое-то революционное открытие.


Я:
А я ж говорил - магия прям! Давайте тренировать.

У нас оставался ещё час работы. Аркадий потерял шесть килограммов веса и весь взмок, пока составлял словосочетания и пытался произнести слова типа Anrufbeantworter. Он наконец понял, почему рядом с существительными женского рода появляется артикль der. Хотелось бы сказать, что у этой истории хэппи энд, но у нас есть ещё один падеж, склонение существительных и прилагательных, несколько времён и целые страницы пятнадцатиметровых слов.

Как убить волю человека и превратить его мозг в манную кашу - accent-center.ru
Как убить волю человека и превратить его мозг в манную кашу - accent-center.ru

Путешествующий преподаватель компании АКЦЕНТ Алексей Федотенков.

Корпоративный английский для сотрудников компаний.