Найти тему
СТЕРЕОПАНОРАМА

Старая пластинка: КвадрАфоническое «Яблоко» и «Феникс-002 квадро»

Коллаж выполнен автором.
Коллаж выполнен автором.

Прежде чем начать данное повествование хочется определиться как же правильно: «квадрА» или «квадрО», поскольку «филологов» то у нас хватает и если написать неправильно, то тебе на это укажут. Нет, не поправят по -доброму, как учительница русского языка в начальной школе, а именно укажут , внутренне злорадствуя и как бы намекая: смотрите, мол, какой я умный! Не то что автор - неуч. Да, таких «филологов»(как и философов) у нас в избытке. А вот с токарями - напряжно. На одного работягу дюжина «манагеров», а то и больше. И что мы так построим? Виртуальный фуфел? Вот только его - тут сомнений никаких. Но вернусь к вопросу о «квадрО(А)». То, что изначально это происходит от латинского «кваттуор»(  Quattuor- четыре) -сомнений не вызывает. Но как правильно будет звучать по-русски слово обозначающее систему четырёхканального звучания: с «А» или с «О» на конце - непонятно. Особенно если учесть что на первой(и единственной) пластинке выпущенной в СССР в данном формате написано «квадрА», а на первом (и видимо тоже единственном) проигрывателе значится «квадрО». «...Вот хде ребус, вот хде кроКсворд...» выражаясь словами Аркадия Исааковича. Так что вопрос так и остаётся открытым. Пока. Но если среди читателей действительно окажется грамотный Филолог - с большой буквы и без кавычек, то просьба высказаться по данному вопросу в комментариях. Кстати Википедия утверждает что правильно будет по всякому: «Квадрафонический» звук, «Квадрофонический», а иногда и «Квадрасонический». Но Википедия - не является высшей инстанцией для разрешения споров.

Рассказывая об известных людях из прошлого, а также значимых событиях или какой-либо продукции сложно преподнести что-то действительно новое, чего не знают остальные. Да, иногда удаётся раскопать какие то малоизвестные факты, но именно ИНОГДА( то есть очень нечасто). Зато о том, как те или иные люди(события, вещи) повлияли на нашу собственную жизнь теоретически может рассказать любой, если он обладает даром рассказчика. В противном случае его и слушать не станут. Ведь даже один и тот же анекдот, рассказанный двумя разными людьми, воспринимается по-разному и в приоритете будет версия более талантливого рассказчика. Вот и копипастят на просторах интернета одни и те же материалы некоторые товарищи, которых можно разделить на прямых плагиаторов и тех, кто пытается внести в информацию что-то своё, сделать какую-то литературную обработку сухим фактам. Конечно есть и авторы создающие свои статьи «с нуля» (и у меня таких материалов достаточно), но и в заимствовании каких то моментов я не вижу ничего плохого если человек прямо говорит что это цитата,  помещает её в кавычки и даёт ссылку на первоисточник. Именно поэтому в данной статье я не буду пересказывать очевидные факты, которые не раз уже были изложены. Например о квадрофоническом звуке. Вот ссылка на материал где это всё популярно изложено: https://zen.yandex.ru/media/jonlankysilver/chto-takoe-quadraphonic-i-kak-pravilno-slushat-vinil-s-kvadro-zvukom-5f735d5fa4b55f1a912c0d45  А вот ещё одна ссылка об истории первой и единственной пластинки записанной в СССР: https://zen.yandex.ru/media/id/5b50a96467efea00a91df2e2/pervyi-sovetskii-kvadrofonicheskii-disk-5bbef54024792200aa7797c7

К сожалению у меня нет этой пластинки и никогда не было. Но в руках мне её подержать довелось. И это был...

... Это был 1980-й или 81 год. И в маленьком городке - районном центре, в котором я тогда жил, в магазине «Культтовары» я увидел пластинку у которой в том месте, где обычно находится надпись «стерео»(«моно»), значилось «квадра». Что касается самого исполнителя, то на тот момент название: кантри-фолк-рок группа «Яблоко»  мне ни о чём не говорило, хотя  «кантри-фолк-рок» звучало наверное интригующе. А вот о формате «Квадро» я в то время уже знал и даже знал о том что в СССР есть такой проигрыватель «Феникс-002 квадро». Откуда я об этом знал? Точно помню что из журнала, но из какого именно с уверенностью сказать не могу. Скорее всего это были «Новые товары», хотя и в журнале "Радио" за 1977-й год что-то про "Феникс-002" было. Если бы та пластинка стоила как и все советские «лонг-плеи» 1-90 - 2-15 то, возможно, я бы её и купил ради любопытства. Но её цена была 6 руб. что для меня, 14-15 летнего школьника было серъёзной суммой. И даже будь у меня тогда эти шесть рэ - не факт, что я бы купил ту пластинку лишь ради экзотического формата: всё равно слушать её в квадро-варианте было не на чем, а за 6 рублей можно было купить ТРИ стереопластинки с чем то более знакомым. Я конечно с годами полюбил творчество Марины Капуро и группы «Яблоко», но это было позже, когда Марина уже записала свои самые известные хиты и на пластинках(афишах) её имя стали указывать перед названием коллектива: «Марина Капуро и группа «Яблоко». А теперь я скажу о том, о чём тогда, 40 лет назад, я даже и не задумывался. О логистике «по-советски». Я много раз удивлялся тому, как распределялись товары народного потребления в розничной торговой сети. Вот только из того, что помню: в 1980-84 гг в нашем райцентровском магазине «Культтовары»(а численность населения самого городка была 26000 чел ну и примерно 15000 проживало в деревнях района) в свободной продаже не просто были, а долгое время стояли проигрыватель, усилитель и колонки «Электроника Б1-01», стереорадиола «Виктория-001» с АС, проигрыватель Радиотехника ЭП-001,тюнер «Виктория-003»,усилитель «Радиотехника УКУ-020м», тюнер «Ласпи-003 стерео», Электрофоны «Вега-104/108», "Арктур-003/004", «Электроника Д1-012» «комбайны» «Вега-115/117» и «»Романтика-115» десятка полтора моделей транзисторных радиоприёмников(от простеньких двухдиапазонных до топ-моделей «Ленинград-006 и 010») и, венец всего, катушечный ВИДЕОМАГНИТОФОН «Электроника-508» за фантастические, для того времени, 1700-1800 рублей(точную сумму не помню). Так вот многие из перечисленных аппаратов я НИ РАЗУ не встречал в продаже в миллионном Омске, а у нас они стояли годами. Видеомагнитофон точно простоял года три - не меньше. И в связи с этим риторический вопрос: зачем было завозить это туда, где оно никому не надо? Казалось бы какое это имеет отношение к пластинкам? Да самое прямое. Пластинка группы «Яблоко» была выпущена тиражом в 13 тыс. экземпляров. Всего то. И если в нашем магазинчике пылилось минимум пять экземпляров данного альбома, то сколько таких райцентров в целом по стране, если в одной лишь Омской области их три десятка? А ведь в больших городах возможно эти пластинки были бы востребованы. Впрочем есть один немаловажный политический аспект. Иногда товары распределяли дабы соблюсти один из главных социалистических принципов: всем поровну. Правда для народа всегда важнее получить поровну колбасу, а не грампластинки, но хоть так))). Зато сейчас оригинальная пластинка группы «Яблоко» из того самого тиража стоит в среднем 3500-4000 рублей. А ещё существует современное переиздание и, хотя на нём тоже есть надпись «квадра», но правда там   «квадра» или нет - не знаю. Вот такое было в СССР “Apple” , не надкусанное Стивом Джобсом. Впрочем, почему было? Оно и сейчас есть.

А теперь от контента перейду к технике для воспроизведения этого самого контента.

Первый и, вероятнее всего, единственный электрофон? способный воспроизводить квадрофонические фонограммы, опытно  выпускался Львовским заводом телеграфной аппаратуры с первого квартала 1977 года, но ключевоё слово здесь именно  опытно,  что к понятию «серийное производство» вряд ли относится. Модель называлась «Феникс-002 квадро» и относилась по тогдашнему ГОСТу к высшему классу хотя, если посмотреть на её технические характеристики, то даже для того времени они не были выдающимися.

Вот краткая выдержка с сайта rw6ase.narod.ru : « ... обеспечивает квадрафоническое воспроизведение фонограмм от внешних источников; псевдоквадрафоническое воспроизведение моно и стереофонических записей с грампластинок и внешнего магнитофона; обычное воспроизведение моно и стереофонических записей от ЭПУ и магнитофона; перезапись фонограмм с грампластинок на магнитную ленту. Стереофоническое двухскоростное электропроигрывающее устройство высшего класса 0-ЭПУ-2С снабжено магнитной головкой типа ГЗМ-105 с алмазной иглой. С целью уменьшения детонации звука в ЭПУ модели применён массивный диск, который приводится во вращение тихоходным синхронным электродвигателем с помощью эластичного пассика. Двигатель питается от специального усилителя с задающим генератором, частота которого определяет частоту вращения диска. Стробоскопическое устройство и ручка регулировки, дают возможность в некоторых пределах изменять частоту вращения диска. ЭПУ имеет ручной и автоматический микролифт, автостоп и механизм возврата звукоснимателя в исходное положение, после проигрывания пластинки. четырёхканальный усилитель электрофона содержит четырёхканальный предусилитель с раздельной регулировкой тембра по НЧ и ВЧ. Имеется устройство обеспечивающее эффект псевдоквадрафонии, двухканальный разностный преобразователь, состоящий из фазоинверторов и усилителей. УМ и БП как в ''Фениксе-001-С''. Электрофон комплектуется 2-х полосными АС 20АС-5, в каждый из которых установлено 4 НЧ головки типа 4ГД-43 и 2 ВЧ головки ЗГД-31. Имеется возможность прослушивания записей на квадро и стереотелефоны. Номинальная выходная мощность при коэффициенте гармоник 1% - 4х15 Вт. Номинальный диапазон рабочих частот по звуковому давлению при неравномерности АЧХ ± 6 дБ - 63...18000 Гц. Коэффициент детонации ±0,15%. Уровень помех от вибрации -60 дБ. Потребляемая мощность 180 Вт. Габариты электрофона 640х460x210 мм. Одной АС 440x315x255 мм. Масса электрофона 30 кг, одной АС 10 кг. »

Сколько было выпущено данных электрофонов в реальности-сказать сложно. Предположительно не более сотни, а, скорее всего, даже меньше. На сегодняшний день вживую данный электрофон можно встретить разве что в частных коллекциях, самая известная из которых-коллекция Валерия Ерёмина. Именно фото аппарата из его коллекции и использованы в данной статье в качестве иллюстраций. Почему же технология не получила развития? В принципе об этом уже сказано в тех материалах на которые я привёл ссылки, но коротко повторюсь:  экономически это было слишком дорого даже для развитых капиталистических стран и коммерческие перспективы данного формата выглядели не очень радужно. Да и сама технология требовало доработки. В конечном итоге всё это дело быстро свернули. И, тем удивительнее, выглядит попытка СССР  в числе мировых лидеров выпустить новое, по сути революционное устройство даже не имея отечественных пластинок с подобными записями на тот момент. Вероятнее всего причиной были грядущие XXII  летние олимпийские игры 1980 года в Москве. И СССР всеми силами старался удивить весь мир своими успехами в разных отраслях. В том числе и в радиоэлектронной. И пусть это не получилось так, как хотелось, однако, следуя спортивной терминологии, попытка засчитана.

Надеюсь и моя попытка, поделиться своим взглядом на тему «квадро-звука», тоже будет засчитана. И поэтому заранее всем спасибо!

P.S. Считать ли тестовую квадрАфоническую пластинку ещё одним отечественным релизом в данном формате ? Думаю что нет, не считается.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.