Во время пандемии велика вероятность, что, когда вы войдете в аэропорт или в кабинет врача, кто-то направит инфракрасный термометр вам на лоб, чтобы измерить вашу температуру. Температура вашей кожи измеряется, чтобы попытаться определить, есть ли у вас повышенная глубокая температура тела, что свидетельствует о лихорадке, одном из основных признаков COVID-19.
Преимущество инфракрасных термометров в том, что они быстрые, простые и неинвазивные. Вы можете быстро проверить множество людей, не причиняя им неудобств, например, путешественников, проезжающих через аэропорт, или людей, заходящих на спортивный стадион. Но чтобы быть полезными инструментами для массового скрининга, инфракрасные термометры также должны быть точными - и здесь возникают проблемы.
Хотя лихорадка является ведущим симптомом COVID-19, у многих инфицированных людей нет никаких симптомов или у них поднимается температура после того, как они заразились, заболели и попали в больницу. По крайней мере, у 11% заболевших COVID-19 нет лихорадки, и только у 43% пациентов, достаточно больных, чтобы попасть в больницу, она есть. Итак, поиск лихорадки не является надежным подходом.
Кроме того, хотя инфракрасный термометр может точно измерять температуру кожи, реальный вопрос заключается в следующем: говорит ли температура лба нам что-нибудь о глубокой температуре тела, истинном признаке лихорадки? В определенных, строго контролируемых обстоятельствах повышенная температура лба может указывать на повышенную внутреннюю температуру тела - вот почему люди кладут руку вам на лоб, когда вы говорите, что вы плохо себя чувствуете.
Но проблема в том, что температура лба или кожи может повышаться или понижаться независимо от температуры тела по многим причинам. Пребывание в холодной или жаркой среде, солнечный ожог, недавняя тренировка, ношение слишком большого количества одежды, употребление алкоголя, даже недавний прием пищи, наличие различных кожных заболеваний - все это может повлиять на температуру кожи.
Такие факторы могут приводить к ложноположительным результатам, когда у кого-то подозревают повышенную температуру, хотя человек полностью здоров, и ложным отрицательным результатам, когда кто-то проходит скрининговый тест, но у него повышенная температура. Ни один из исходов не является хорошим. Первое означает, что людей нужно будет дополнительно проверять или запретить им что-либо делать. Последнее означает, что инфицированные люди получают доступ к местам, где они могут распространять инфекцию или чувствуют, что они свободны от вирусов, поэтому им не нужно принимать другие меры предосторожности, такие как ношение масок, социальное дистанцирование или мытье рук.
И даже если инфракрасный термометр может точно идентифицировать людей с повышенной глубокой температурой тела, всегда ли это свидетельствует о лихорадке? Опять же, очевидно, что нет. Другие вещи могут повысить вашу глубокую температуру тела, наиболее очевидным из которых являются упражнения, усугубляемые пребыванием в жарком месте и слишком большим количеством одежды. Точно так же может случиться, когда вы бежите из одного терминала аэропорта в другой, чтобы успеть на стыковочный рейс.
Все вышесказанное привело Европейский центр профилактики и контроля заболеваний к выводу, что, хотя некоторые случаи COVID-19 действительно выявляются с помощью процедур температурного скрининга в аэропортах, данные свидетельствуют о том, что такие меры в целом неэффективны.
В Великобритании Агентство по регулированию лекарственных средств и медицинских товаров аналогичным образом предупредило, что «продукты для температурного скрининга, некоторые из которых прямо заявляют о проверке на COVID-19, не являются надежным способом определения наличия у людей вируса». Канадское агентство по лекарствам и технологиям в области здравоохранения также несколько лет назад отметило, что «точность инфракрасных кожных термометров сомнительна и требует дополнительных исследований».
Зрительно-моторная координация
Учитывая, что по-прежнему существует потребность в точном методе масс-скрининга и что инфракрасные термометры уже очень популярны, что можно сделать для повышения их точности?
Один из способов, может заключаться в том, чтобы придерживаться того же набора, но немного изменить его использование. Мы знаем, что конечности тела более чувствительны к общему тепловому профилю тела - например, пальцы, например, довольно сильно повышают или понижают свою температуру по мере того, как температура в глубине тела увеличивается или немного снижается. Напротив, голова - в частности, уголки глаз - более устойчивы и отражают внутреннюю температуру тела.
Глядя на эти части тела и разницу в температуре между ними, можно более точно определить, повышена ли глубокая температура тела из-за лихорадки. Это сработает, потому что во многих сценариях, в которых повышается глубокая температура тела, температура конечностей также увеличивается - например, при физических упражнениях, при употреблении алкоголя, нагревании при ношении слишком большого количества одежды и т. д. В результате разница между температурой глаза и пальцев уменьшается.
Но при лихорадке повышается глубокая температура тела, а руки становятся холоднее, поэтому разница между температурой глаз и пальцев увеличивается. Поэтому более точным способом использования инфракрасных термометров для выявления COVID-19 может быть измерение температуры руки и угла глаза и определение разницы.
Это было бы не идеально. Другие ситуации также могут увеличить эту разницу, включая некоторые возрастные заболевания. И, как мы уже отметили, не у всех инфицированных появляются симптомы лихорадки. Но это был бы шаг в правильном направлении и заслуживает дальнейшего рассмотрения. COVID-19 вряд ли станет последней пандемией, и мы обязаны узнать, что мы можем, из этой пандемии, чтобы подготовиться к следующей.