Информационная революция предоставила абсолютно новый уникальный ресурс – сеть информационных потоков и этот ресурс по-новому обозначил все прерогативы политической власти. Если в традиционном обществе монарх имел в своем распоряжении только ту информацию, которую ему предоставляли политические советники, то президент в индустриальную эпоху мог уже пользоваться более широким кругом информации, которую предоставляли все политические институты общества. Однако в первом случае политическая информация была управляемой и регулируемой, вплоть до создания «железного занавеса», но после властям была предоставлена возможность пользоваться глобальными информационными потоками. Власть может пользоваться этими потоками, но она не в силах полностью управлять ими, так как в информационном обществе невозможен «железный занавес». Но сначала рассмотрим возможности и преимущества политической трансформации, потому что информационная революция необычайно раздвинула горизонты информационного пространства.
Зарождение и развитие мирового информационного общества и распространение компьютерных технологий побудили образование новых политических коммуникаций, позволяющих усовершенствовать уровень политического процесса. Одной из главных инноваций в современной политике выступает политика, проводимая при помощи информационно-коммуникационных компьютерных сетей общего пользования, в особенности сети «Интернет».
В России аудитория интернета постоянно расширяется, а самое главное – она включает людей, которые активно ищут и поглощают информацию.
Особенности интернета для трансляции политической информации:
- Чтобы быстро, легко и дешево можно было представить информацию публике достаточно разместить ее на сайте. Если сайта нет, то создать его не составляет больших проблем. В настоящее время все серьезные политические организации и многие политики имеют свои сайты.
- Наличие в интернете различных сетевых газет, которые несколько раз в день обновляют свою информацию и не надо для передачи какого либо сообщения ждать наступления эфирного времени сводки новостей или очередного выпуска газеты. Возможности сети позволяют политикам почти мгновенно давать оценку событиям, высказывать свое мнение.
- Если в ходе политической кампании потребовалось внести изменения в рекламную кампанию – выпустить новый ролик, напечатать новые плакаты, - то это все отнимает много времени средств. Интернет позволяет изменить содержание сетевой рекламы предельно быстро при незначительных финансовых издержках.
- Доступ к любой опубликованной информации доступен из любой точки мира. Таким образом, интернет обеспечивает оперативное поступление информации в любой регион, что особенно важно для масштабных политических кампаний.
- Открывается возможность оперативно отслеживать результативность рекламной кампании , так как, всегда точно известно, сколько человек в сети увидели политическую рекламу, сколько проявили заинтересованность и сколько перешли на сайт.
- Возможность показывать баннеры только интересующей политического менеджера аудитории. Например, показ на определенных тематических серверах или только пользователям из определенных регионов или только в определенное время и с заданной интенсивностью.
- Проведение интернет-конференций, дискуссий, голосований, общение политика с населением. В итоге обеспечивается обратная связь, при чем с самыми разными регионами страны.
Развиваются такие интернет-технологии, как манипулирование. Этот вид коммуникации можно также рассматривать в качестве социального явления, основной функцией которого является воздействие на аудиторию через смысловую и оценочную информацию. Одна из теорий, касающаяся влияния интернет-технологий на массовое политическое сознание, исходит из того, что эффект воздействия на формирование общественного мнения определяется прежде всего избирательным вниманием коммуникатора.
Можно выделить следующие приемы манипуляции в сети:
- Искажение информации. Интернет искусно скрывает различие между фикцией и реальностью.
- Изоляция адресата от постороннего влияния. Создание у адресата иллюзии независимости и плюрализма информации.
- В интернет-сообщениях широко используется принцип демократии шума – потопление сообщения, которого невозможно избежать, в хаотичном потоке бессмысленной, ненужной информации.
- Преобладание эстетической информации над семантической. Если семантическая информация настраивает людей действовать в соответствии со своими убеждениями и интересами, побуждая человека к определенным действиям, то в передаче по преимуществу эстетической информации заключен смысл политизации средств коммуникации, так как эстетическая информация нацелена не на понимание, а на внушение устойчивых символов посредством различных технических эффектов.
- Дробление и срочность. Разделение целостной проблемы на отдельные фрагменты так, чтобы пользователь не смог связать их воедино и осмыслить проблему. Ежедневное, а то и ежечасное обновление информации лишает ее какой-либо постоянной структуры. Человек просто не имеет времени, чтобы осмыслить и понять сообщения – они вытесняются другими, еще более новыми.
Вместе с преимуществами новая социальная реальность в форме информационного общества формирует и новые проблемы, новые конфликты и негативные условия для человека и самого общества.
- «Цифровое неравенство». Термин «цифровое неравенство» носит условный характер, его происхождение связано с другим понятием – «цифровой разрыв», что означает неравенство различных групп населения в обладании навыками пользования новыми технологиями. Технологическое неравенство проявляется не только в разнице уровней технологического развития стран мира, но и в уровнях информатизации внутри государств. Разные субъекты РФ обладают абсолютно разным уровнем развития информационной инфраструктуры. Это обусловлено не столько отдаленностью отдельных территорий, сколько их экономическими и организационными возможностями. В настоящее время проблема «цифрового неравенства» не только и не столько технологическими, сколько экономическими, социальными, морально-этическими сторонами информационной цивилизации. Смысл неравенства сводится к различию в уровне компьютеризации и внедрения информационных технологий в странах с разным уровнем экономического развития. Кроме того, сверхактивное влияние информационно-технологического фактора связанно с опасностью отрыва технологической сферы от реальностей жизни. Информационные кампании в глобальном соперничестве бизнес-элит нередко носят искусственный характер, что проявляется в перепадах биржевых котировок, во взлетах и падениях высокотехнологических кампаний, в крахе на биржевых площадках инвесторов.
- Вторым негативным последствием информационного общества можно назвать углубление информационного противоборства как новой формы противостояния. Это проявляется не только в монополизме производителей компьютерных технологий и обострения конкуренции на мировом рынке распространения информации, но и в использовании современных информационных систем для «силового» воздействия на соперника в международных отношениях. Пожалуй, этот фактор является самым опасным в настоящее время из всех негативных условий информационного общества, поскольку носит политико-экономический характер. Нейтрализовать его правовыми средствами практически невозможно, поскольку силовые приемы в политике взаимодействия государств всегда являлись и ныне, к сожалению, также являются составной частью арсенала международной политики. Еще более негативно углубление информационного противоборства проявляется в существовании новой формы противостояния – информационных войнах. Информационная зависимость населения от новостной информации, распространяемой СМИ в период вооруженного конфликта не редко используется в целях распространения ложной информации. Широкое использование компьютерной техники и высоких технологий привели к появлению таких невиданных ранее правонарушений, как компьютерные преступления, темпы роста которых растут очень динамично. Распространение вредоносных программ в сети интернет приобретает глобальный характер и выводит из строя сотни тысяч компьютерных систем в мировом информационном пространстве.
- Не менее существенны проблемы защиты частной жизни человека в информационной сфере. Информационные средства и технологии создают возможность превращения частной жизни из закрытой системы в полупрозрачную либо полностью прозрачную.
- В информационном обществе обострились и проблемы защиты авторского права. Доступность и технологические возможности интернета позволяют быстро обнаружить произведения, которые предлагаются в сети без какого либо предварительного согласия их автора, причем в огромном ассортименте и в любом количестве. Закон запрещает такую деятельность, однако технологические возможности и принципы ее использования (доступность и свобода распространения информации) позволяют пользователю нарушать как нормы международного, так и национального права. Пользователь сети обычно даже и не задумывается о том, что он копируя произведения, нарушает какое либо установленное правило.
Названные проблемы носят глобальный характер, поэтому на международном уровне страны активизируют свои усилия с целью разработки и принятия совместных мер, направленных на снижение отрицательного влияния негативных последствий информационного общества. Нужны усилия государств на уровне правовой политики, а также изменения в методологии правового регулирования угроз информационного общества и совместной их нейтрализации.