Найти тему

Почему в России нельзя запрещать аниме?

Аниме, то есть японская анимация — это настоящий культурный феномен ХХ века. Самобытная, уникальная по жанровому и стилевому разнообразию, она не зря имеет огромное количество поклонников по всему миру. Настоящая слава пришла к аниме в 1990-х, а в 2000-х его популярность стала напоминать «битломанию».

Анимацию Страны восходящего солнца оценили не только простые зрители, но и критики. Аниме стало завоевывать престижные международные награды, в том числе «Оскар». Сейчас аниме стало неотъемлемой частью кинематографического мира, Netflix выпускает сериалы совместно с известными японскими режиссерами, его показывают в кинотеатрах по всему миру, о нем пишут научные работы на разных языках. Но в России до сих пор существует множество предубеждений об аниме, т.к. оно воспринимается исключительно как «детский» контент.

Почему это не так? И почему его запрещают? Давайте разбираться.

Судебный запрет

В январе-феврале 2021 г. суды Санкт-Петербурга приняли решение запретить в России распространение нескольких популярных аниме: «Тетрадь смерти», «Инуяшики», «Эльфийскую песнь», ««Инуяшики», «Ложные выводы», «Игру Дарвина» и «Сладкую жизнь». Обоснованием для запрета стало то, что эти аниме «ориентированы на создание у несовершеннолетних мотивации к деструктивному противоправному поведению».

По мнению судей, данные сериалы способствуют увеличению количества самоубийств, «а подростки — самое ценное в популяции». Вдобавок в аниме видят пропаганду нетрадиционной сексуальной ориентации. Также, по мнению экспертов, аниме способствует росту агрессии и формированию педофильских наклонностей.

-2

Мультики

Именно так эксперты и судьи называли аниме, апеллируя к тому, что детям и подросткам нужно ограничить к ним доступ. Иронично, что заблокированные ссылки, по которым их можно было посмотреть, имели пометку «18+». Но проблема в том, что аниме — это не детские мультики, точнее не только они, это гораздо более широкое понятие.

Есть аниме для детей – кодомо-аниме, где герои учат детей, что такое хорошо и что такое плохо, а в конце каждого эпизода проговаривают мораль истории.

Есть множество жанров, ориентированных именно на подростков: в них главные герои и героини учатся верить в себя, дружить, не пасовать перед трудностями и находить свой путь. Да, часто это происходит в фантастических декорациях — но они лишь ярче подсвечивают противопоставление добра и зла. А запрещенные аниме все-таки были ориентированы на более взрослую аудиторию, и поэтому в них есть место насилию, жестокости и неоднозначным поступкам (как и в любых других фильмах с маркировкой 18+).

Однако в России считается, что если произведение нарисовано, то оно предназначено для детей и семейного просмотра. Но современная анимация уже давно переросла детскую аудиторию. И уж если считать, что «Тетрадь смерти» или «Токийский гуль» созданы для детей, то то же самое можно сказать про американских «Рика и Морти» или «Коня БоДжека», что, как понимаете, абсурдно.

«Тетрадь смерти»

Самым известным аниме в списке запрещенного является «Тетрадь смерти». Экранизация манги Цугуми Обы стала настоящим хитом и была признана шедевром. А в 2007 г. после опроса, проведенного министерством культуры Японии, она вошла в десятку лучших манг всех времен. Аниме-адаптация, которую запретили в России, уже считается классикой аниме, которая обязательна к просмотру. История настолько популярна, что, помимо игровых фильмов, свою версию в виде сериала выпустил даже Netflix, перенеся действие в США.

Аниме ставит перед нами очень серьезные вопросы о жизни, смерти и границах этики. По сюжету гениальный школьник Лайт получает от бога смерти тетрадь, в которую он может записывать имена неугодных людей, после чего они умирают. С ее помощью герой хочет создать новый мир, изменить его к лучшему. Но его движение к статусу сверхчеловека оказывается непростым и губительным. Сериал, завернутый в обертку мистического детектива, ставит перед нами этические конфликты уровня Достоевского.

Разница культур

Возможно, многих (в том числе судей и экспертов) отпугивают незнакомые и непонятные персонажи. Но аниме — продукт другого мышления, обусловленного особенностями японской культуры с ее сложным переплетением буддизма и синтоизма, богатым фольклором и коллективизмом. Боги смерти здесь не являются самой смертью, а ад и рай выглядят иначе, чем в христианстве.

Для японцев большое значение имеет избранный героем путь. Предательство пути и потеря личной чести для них страшнее, чем классические христианские грехи. Также большое значение имеет социум и место в группе. Именно поэтому в аниме так ярок бунт индивидуалистов и так сильна их агрессия. Очень важно помнить о культурных различиях, даже если вы смотрите максимально понятные западному зрителю фильмы (вроде работ Хаяо Миядзаки).

Запрет аниме как мультиков, негативно влияющих на растущие умы, — полный абсурд. Они не уменьшат уровень агрессии среди подростков и тем более не сведут к нулю суицидальные мысли. Если мы хотим действительно повлиять на растущее поколение, государству необходимо улучшать качество жизни, менять школьную систему, а родителям – уделять внимание проблемам своих детей. Запрет похож на попытку создать иллюзию активной работы с подростками, в которой аниме стало случайным противником, выбранным наугад. Может, вместо того чтобы ставить крест на целом культурном явлении, стоит для начала перестать сражаться с ветряными мельницами?

А как вы относитесь к решению запретить отдельные аниме? Смотрели ли вы эти работы?

Аниме – это не только мистические триллеры о подростках, но и, например, потрясающие работы Миядзаки, философские истории от Мамору Осии.  Чтобы познакомиться с многообразием мира японской анимации и найти, то что вам по душе, смотрите наш курс «История аниме: от манги до Миядзаки»
Скачивайте наше приложение. 7 дней бесплатного доступа к видео и аудиолекциям!

Android | iOS

Instagram | VK | Facebook | YouTube | Сайт